3 способа справиться с пессимизмом в команде #вместеобучаем
Конец года — это не только ожидание праздника и предвкушение каникул, но и дедлайны, переработки и стресс.
Рассказываем, как справиться с упадническими настроениями в команде, которые могут появиться в суматохе последних рабочих дней в году.
Паниковать нельзя спокойствие
Справляться с эмоциями в стрессовых ситуациях непросто. Для руководителя задача еще сложнее: ему нужно следить за общим настроением в команде, которой он управляет.
Приглушить негативные групповые эмоции, когда они становятся контрпродуктивными, — важнейший навык для современных лидеров третьего сектора.
Переживание негативных эмоций часто усиливается именно в конце года, когда «горят» буквально все сроки и дела. Это может привести к неэффективному планированию на следующий год, плохому бюджетированию, неправильной организации культуры в НКО и другим последствиям.
Чтобы этого не произошло (и чтобы правильно поставить запятую в нашем подзаголовке), давайте сперва разберемся — насколько вообще важен настрой в команде.
«Заразны» ли негативные эмоции
Ученые приводят лесной пожар как хорошую аналогию для идеи коллективных эмоций.
Изучая лесной пожар, можно взглянуть на одно горящее дерево и увидеть, как пламя постепенно распространяется на другие деревья. Но пожар можно оценить и на уровне леса: как на него влияют плотность леса и рельеф местности, распространяется ли он из-за ветра, и растет или падает его интенсивность.
Управлять эмоциями команды — все равно что тушить такой пожар. Бывает так, что у вас нет времени заботиться об отдельных деревьях, но очень важно следить, разгорается огонь или нет и с какой скоростью он распространяется по всему лесу.
Исследования показали, что люди склонны выражать более сильные эмоции, когда знают, что за ними наблюдают другие. А наблюдая за чужими сильными эмоциями, мы и сами становимся эмоциональнее.
Настроения также распространяются при межличностном взаимодействии — этот процесс называется «эмоциональным заражением».
Причем негативные настроения, как правило, распространяются быстрее, чем позитивные, особенно когда их выражают публичные фигуры, лидеры команд, руководители.
На пути к спокойствию
Эффективный способ справиться с эмоциями на индивидуальном уровне — интерпретировать события в позитивном ключе, иначе говоря, переоценить ситуацию. Чтобы транслировать группе чувство спокойствия, лидеру требуется иначе трактовать обстоятельства и убедительно донести позитивные идеи команде.
Руководители крупных организаций, как правило, не могут обеспечить индивидуальную поддержку каждому сотруднику. В таких случаях постарайтесь транслировать информацию таким образом, чтобы помочь людям оценивать происходящее менее эмоционально, проще говоря, успокоить команду.
Эффект также будет заразительным. Руководителю не обязательно доводить идеи до всех: достаточно правильно сориентировать нескольких горизонтальных лидеров внутри организации.
Это означает мыслить по принципу: «если жизнь подсовывает лимоны, надо приготовить из них лимонад».
Стратегия хорошо работает в кризисных ситуациях. Например, если сотрудники, которые работают удаленно, чувствуют себя в изоляции, полезно напомнить им, что у них более гибкий график и есть больше возможностей провести время с семьей.
Переосмысление помогает и решить межличностные проблемы. Если в команде царят агрессивные отношения, лидер может сказать: «Тот факт, что люди эмоционально относятся к работе, также означает, что она их волнует. Организация, в которой люди увлечены, лучше организации, в которой людям все равно. Нам просто нужно найти правильные способы выразить эти эмоции и использовать их так, чтобы мы и обстановка вокруг становились лучше».
Взглянуть на ситуацию в ином масштабе
Метод подразумевает, что происходящее рассматривается с точки зрения более длительного временного горизонта или более широкого контекста.
Например, если организация долго не может придумать проект или выиграть грант, руководитель может объяснить это естественными спадами в продуктивности или креативности, чтобы облегчить беспокойство людей.
Применительно к межличностной агрессии на рабочем месте руководитель, использующий эту стратегию, позволяет людям выразить чувства, но указывает им, что это происходит естественным образом: «Мы должны принять тот факт, что иногда люди злятся, и мы достаточно сильная организация, чтобы справиться с этими эмоциями».
Быстрое решение проблемы
Настроения могут быстро распространиться внутри группы. Эксперименты, проведенные психологами, показали, что когда новый взгляд на ситуацию подхватят 25-40% группы, его примут и остальные.
Переосмысление — это хорошее, быстрое решение, которое помогает коллективу справиться с проблемой пессимизма. Самое замечательное, что если позитивный взгляд на вещи искренен, то такой подход становится общей точкой зрения всей организации.