Process Communication Model: как понять, чего хочет собеседник
#вместеобучаем
Продолжаем серию публикаций на основе выступлений спикеров онлайн-марафона «Сила Вместе», который был посвящено стратегии и тактике.

На этот раз обсуждаем Process Communication Model — модель коммуникации, которая поможет вести переговоры, выступать перед аудиторией и слотить команду.

О том, как использовать модель правильно, рассказывает Марина Михайлова, сертифицированный тренер Process Communication Model.
    1. Зачем модель нужна тренерам и сотрудникам НКО
    Основная идея модели: научиться выстраивать коммуникацию так, чтобы я был в порядке и собеседник был в порядке и в нормальном психологическом состоянии.

    При помощи модели мы можем развивать умение слышать собеседника, понимать его истинные намерения, подстраиваться под канал коммуникации собеседника.

    Одно из главных преимуществ — модель легко использовать и применять. Легко понять, когда мы в находимся стрессе от неэффективного общения. Найти точку слома эффективной коммуникации.

    Ведь неслучайно модель актуальна аж с 1977 года. Разработал ее доктор психологии Тайби Келлер.
    2. В чем суть модели
    В основе модели — мини-сценарии поведения людей в коммуникации и обработка больших баз данных.

    У каждого из нас есть свой фильтр восприятия. И мы через него пропускаем информацию в процессе коммуникации. Это как предпочитаемые мессенджеры, только в живом общении.

    Определить фильтр собеседника можно, если внимательно его слушать. Келлер выделял следующие фильтры: мысли и факты, мнение, эмоции, действия, реакция, воображаемое действие.
    3. Разбираем подробнее
    Мысли и факты — это фильтр людей, которые хотят в информации услышать конкретику на основе анализа фактов. Как в рекламе: сколько вешать граммов. Всегда спрашивают: сколько, что, когда, а в каком году, а что лежит в основе. Если они не слышат факты, то некомфортно себя чувствуют во время общения.

    Мнения — людям с таким фильтром важны не факты, а мнения. И сами они говорят всегда так: по моему мнению, я считаю. Им важно и мнение собеседника. Даже если вы говорите о фактах, они спросят: а как вы к этому относитесь.? Им важно дать возможность высказать свое мнение. Прерывать их в этих рассуждениях нельзя, иначе получите зануду-собеседника, который подумает, что вы его не уважаете. Он будет негативно настроен. Может замкнуться или наоборот, его речь станет намного длиннее.

    Эмоции — это фильтр людей, которые часто говорят так: я чувствую, я ощущаю, мне комфортно, удобно ли вам, как вы себя чувствуете. C ними в коммуникации дискомфорт могут испытывать те, кто не привык высказывать свои эмоции открыто.

    Воображаемые действия — этот фильтр используют люди, которые живут внутри себя. Они действуют, но внутри своей головы. У них богатая фантазия, они много конструируют в голове, много думают, мало говорят, могут сказать: нууу и молчать. Они говорят, но сами с собой в голове. А мы думаем, что все плохо и торопим их, а такие люди не умеют торопиться. Интересно, что, как правило, у таких людей бывает много ценной информации, которая нам важна.

    Реакция — этот фильтр используют «люди-качели». У них может быть все хорошо, а спустя минуту все станет плохо, и наоборот. Мы часто реагируем на такие перепады настроения серьезно. А правильнее дать человеку время, уметь распознать настоящее эмоции и не качаться на качелях.

    Действия — люди с таким фильтром часто говорят глаголами и воспринимают лучше всего в коммуникации именно глаголы. Говорите им, что планируете делать. Факты для них не так важны.
    4. Как строить коммуникацию, зная модель
    Есть простая схема с фильтрами и нашими действиями.

    Мысли и факты — используйте в коммуникации факты и логику.

    Мнение — упирайте на ценности и доверие.

    Эмоции — делитесь ощущениями.

    Действия — проявите инициативу и очарование.

    Реакция — используйте юмор и непосредственность.

    Воображаемое действие — описывайте образы.

    Наши слова — это способ выражать свои фильтры коммуникации. Пример. Жена говорит, что плохо себя чувствует (это фильтр эмоций). Муж отвечает, что ей следует выпить таблетку (фильтр фактов). Жена обижается, ведь она ждала вопрос про свои чувства. А муж в это время несет таблетку.

    Интересно то, что в нас есть все шесть фильтров, но они выстроены, как многоэтажный дом — одни выражены больше, другие меньше. Распознав их, можно понять, в чем мы сильны, а в чем нет, нейтрализовать свои слабые стороны в коммуникации.

    Я однажды стала раздражаться на недоделанные до конца дела. Сперва обвиняла сотрудников, а потом прошла курс по этой модели и поняла, что для моего типа личности очень важно признание вклада в работу. И если я думаю, что моего вклада не признают, то начинаю злиться. И тогда многие вопросы внутри коллектива снялись.
    Если хотите прокачать навык коммуникации
    Напишите нам на почту: glavred@ngo-garant.ru и мы спланируем вашу индивидуальную траекторию развития в коммуникации.
    Читайте статью в нашем канале в Дзене.
    Прочитайте другие наши тексты для тернеров
    Андрей Бородкин
    Главный редактор