5 советов по сторителлингу для НКО от международного эксперта
#вместеучимся
Читатели поддерживают НКО, когда они глубоко тронуты ее историями. Поэтому сторителлинг —именно то, что нужно любой некоммерческой организации для роста.

Но, скорее всего, когда вы начинали работу, то вряд ли были экспертом по рассказыванию историй. Вам может быть сложно найти интересные истории, возможно, вы совсем не уверены, что сможете написать свои истории правильно.

Но есть хорошие новости — это можно изменить.

Именно так думает Ванесса Чейз Локшин — международный некоммерческий консультант по сторителлингу, тренер и спикер. В своем блоге Ванесса поделилась пятью советами, которые помогли ей научиться писать интересные истории для некоммерческого сектора.
Совет № 1. Думайте о повествовании, а не только об истории
Это значит, что, какой бы захватывающей ни была история, рассказывать ее нужно правильно:

  • привлечь внимание читателей;
  • рассказать о конфликте внутри истории;
  • разрешить конфликт и рассказать об изменении героя;
  • мотивировать читателей помочь организации.
  • Пример иностранной НКО. Рассказывайте истории, как Charity Water
    Организация, основанная в 2006 году, помогает обеспечить чистой питьевой водой людей в развивающихся странах. Charity Water постоянно рассказывают интересные истории, но самое главное, в каждой из них есть все необходимые элементы повествования:

    • почему герой решил помогать другим;
    • как меняется его путь;
    • кто поддерживает его;
    • чем завершается рассказ.
    Посмотрите эту историю простого учителя в Непале, который своими руками создал источник чистой воды для школьников. Отличный пример интересного повествования.
  • Пример российской НКО. Женщины, которые борются с раком
    Истории преодоления всегда находят отклик у аудитории. Почитайте интервью, которые записала Юлия Майсс, одна из учениц нашего онлайн-курса «Фикшн и нон-фикшн».

    Женщины рассказали о своих страхах, взаимопомощи и о том, как болезнь изменила, но не сломила их. Это — прекрасный пример построения повествования, о котором и говорит Ванесса Чейз.
Совет № 2. Добавьте истории эмоций и деталей
Возможно, герой нашей истории действительно преодолел большой путь, изменился, достиг цели, и мы рассказали читателю все это в динамичном повествовании.

Однако по-настоящему запоминающейся историю может сделать какая-то мелочь или эмоция, которая, возможно, нам поначалу кажется и вовсе незначительной. Поэтому не бойтесь делать свои истории более подробными и эмоциональными.
  • Пример иностранной НКО. Рассказ в рассказе про серферов
    Waves Lobitos — некоммерческая организация, которую создали серферы из Перу и других стран, чтобы делать интересные серф-путешествия и помогать местным сообществам.

    Вместо обычного подхода к сторителлингу, в НКО решили поделиться историей одного из своих волонтеров, Джонно Дарранта, продюсера и оператора, в формате «фильм в фильме». Посмотрите трогательные видео про детей из местного сообщества в Перу — здесь точно хватает эмоциональности.

    Это еще и отличный пример мультимедийного сторителлинга.
  • Пример российской НКО. Эмоциональный сторителлинг про наследие
    Музей «Старая немецкая школа Вальдвинкель» рассказывает о том, как в поселке рядом с Калининградом учились дети в конце 19 и начале 20 веков. Но не только об этом, а еще и о жизни переселенцев, которые отправились сюда после Великой Отечественной войны.

    Это прекрасный пример эмоционального и детального сторителлинга.
Совет № 3. Просите сообщество делиться своими историями
Где найти интересную историю? Этот вопрос волнует каждого, кто работает с текстом. Зачастую ответ намного проще, чем мы думаем — достаточно попросить своих читателей поделиться собственными историями. Конечно, они начнут делать это не сразу, но через несколько месяцев активной мотивации, у вас точно не будет проблем с темами для историй.

Кстати, не забывайте и вы присылать свои истории на почту glavred@ngo-garant.ru, мы обязательно их опубликуем!
  • Пример иностранной НКО. Истории сообщества как возможность для роста
    Некоммерческая компания Catalog for Philanthropy каждую среду просила другие благотворительные организации делиться фотографиями или видеороликами, освещающими их деятельность.

    В результате получилась большая и интересная сторителлинг-кампания: другие НКО делились как крупными достижениями, так и небольшими, но запоминающимися, например, ритуалами приветствия нового сотрудника.

    Помимо получения новых тем для блога и соцсетей, положительных отзывов и поддержки от других благотворительных организаций, на 20 процентов увеличилось количество посетителей блога НКО.
  • Пример российской НКО. Стипендиаты делятся историями
    Истории подопечных ваших программ — тоже прекрасный источник захватывающих сюжетов. Вот как мы рассказали истории участников стипендиальной программы Алексея Корня, оператором которой является Центр «Гарант». Прочитайте их, чтобы узнать, как поддержка и вера в себя помогают даже больше, чем деньги.
Совет № 4. Пусть в истории будут четкая проблема и главный герой
Иногда мы сами так увлекаемся своей историей, что забываем, о чем именно хотели рассказать. Ванесса Чейз напоминает: чтобы история понравилась аудитории, в ней должен быть конфликт и главный герой.
  • Пример иностранной НКО. Истории посетителей библиотеки
    Команда небольшой районной библиотеки в городе Кент, США, долгое время думала, что ничего интересного у них не случается. Но потом сотрудники посчитали, что каждому есть, что рассказать. Команда брала интервью у обычных посетителей и спрашивала их, почему они решили прийти, какие книги любят, что происходит в их жизни.

    В каждой истории был главный герой, сам посетитель, но в процессе интервью вдруг появлялся и конфликт: для кого-то книги стали спасением в трудной жизненной ситуации, кто-то через книги пытался наладить общение с детьми. Соблюдение двух правил сторителлинга помогло маленькой НКО увеличить свою аудиторию.
  • Пример российской НКО. Библиотека как место притяжения молодежи
    У нас тоже есть библиотека, которая, благодаря открытости и сторителлингу, добилась многого. Мария Усынина, библиограф Карпогорской центральной библиотеки имени Ф.А. Абрамова, создала целый молодежный центр на базе учреждения. В центре ребята в том числе снимают сюжеты о жизни сообщества. В роликах тоже всегда есть и главный герой, и центральная проблема. Истории ребят собирают десятки тысяч просмотров.
Совет № 5. Оставьте возможность вернуться к герою
Рассказать интересную историю — это хорошо. Но часто бывает так, что мы забываем о своих героях. А читателю может быть интересно через время вернуться и увидеть, что изменилось в жизни героя. Поэтому будет здорово, если у вас получится время от времени обновлять истории и узнавать у героев, что нового с ними произошло.
  • Пример иностранной НКО. Однажды я хочу...
    Рассеянным склерозом страдают примерно 2,5 миллиона человек во всем мире. Всемирный день рассеянного склероза отмечается 28 мая, и в поддержку этого события Международная федерация рассеянного склероза создала кампанию «Мое желание — однажды...».

    Специально для кампании был создан сайт под названием WorldMSDay, где люди писали, что бы они хотели однажды попробовать, достичь, увидеть. На сайт можно заходить и время от времени читать и смотреть, смогли ли герои осуществить задуманное.
  • Пример российской НКО. Тут может быть ваша история
    В российском третьем секторе действительно очень мало примеров, когда истори героев НКО «ведет» на протяжении нескольких лет. Это означает, что именно вы можете стать первооткрывателем такого приема. Вспомните, о ком вы рассказывали два-три года назад? Свяжитесь с ним снова и расспросите об изменениях. Успех такому материалу гарантирован.
Бонус: главное правило интервью от Ванессы Чейз
Ванесса также делится несколькими советами о том, как воплотить историю в жизнь. Она говорит:

«Я не иду на интервью с готовым набором вопросов. Иногда у меня есть шпаргалка, в которую я могу быстро просмотреть для справки, но у меня нет строгого плана. Требуется терпение, вовлеченность в разговор, чтобы понять, какие вопросы следует задать. Я стараюсь внимательно слушать и наблюдать за поведением собеседников — что заставляет их наклоняться, останавливаться, болтать ногой. Мелочей тут не бывает».

Еще про сторителлинг
Андрей Бородкин
Главный редактор