1. Найти корень проблемы Первое и самое главное — понять, почему вам или аудитории страшно переспрашивать. Из-за школьной учительницы, из-за коллег, которые смеются над вашими попытками разобраться в теме или из-за «синдрома отличника» и желания выглядеть идеально: в том числе понимать и слышать все с первого раза?
Дальше —
посочувствовать себе или аудитории. Не ругать себя или других за ощущение страха, а вспомнить этот негативный опыт и разрешить себе испытывать страх. Попробуйте сказать: «Мне жаль, что ты такое услышал и почувствовал себя некомфортно. Нормально, что сейчас страшно переспрашивать у других людей». Таким образом мы не отгоняем от себя чувство тревоги, а принимаем его.
После этого —
подбодрить себя или других и убедить, что разобраться в ситуации очень важно. Далеко не факт, что все окружающие люди будут реагировать как так учительница или бывший начальник.
2. Продумать формулировки Сделайте для себя пул формулировок, которые не вводят в мандраж. Какие есть пути?
- Признание в своих эмоциях: «Я сейчас испытываю себя неловко, но мне кажется, что я не до конца понял… ».
- Обыгрывание стереотипов: «Давай-ка еще раз повторим для тех, кто сидит в конце зала…».
- Перефразирование: «Иван Петрович, правильно ли я понимаю, что сейчас мне нужно…».
- Благодарность за работу: «Спасибо, что уделили мне так много времени — без вашего опыта я бы вряд ли так быстро во всем разобрался(лась). Давайте финально повторим…».
Если вы — спикер, можно заранее договориться с аудиторией и рассказать ей про эти формулировки, чтобы слушатели чувствовали себя комфортно и не боялись переспросить. Кроме словесных формулировок полезны невербальные сигналы: мимика и язык тела. Постарайтесь посмотреть собеседнику в глаза и показать, что не до конца поняли сказанное или, если вы спикер, что вы с готовностью выслушаете его вопрос. Обычно окружающие легко считывают выражение интереса и непонимания.
3. Внедрить привычку В какой-то момент страх может стать привычной реакций на необходимость переспросить, и тогда наша задача — избавиться от сформировавшейся нейронной связи. Как это работает?
У каждого из нас в мозгу есть нейроны и нейронные связи. Рутинные действия мы чаще всего делаем на автомате, по привычке — это значит, что на понятную нам ситуацию мозг выдает готовый алгоритм действий. Так
срабатывают устойчивые нейронные связи, которые отличаются повышенной готовностью — наш мозг экономит энергию, потому что уже знает, как себя вести.
Скорость формирования этих нейронных связей у всех разная. Но, как правило, на внедрение новой привычки нам требуется чуть больше двух месяцев — в зависимости от сложности самой привычки и регулярности ее повторения.
Попробуйте регулярно задавать вопросы в тех обстоятельствах, когда это не вызывает дискомфорт. На экскурсии, во время настольной игры с друзьями, на открытой лекции. Искренняя благодарность за ваш интерес и вовлеченность в процесс (игру, материал) вызовет благодарность у собеседников — мозг постепенно начинает связывать это с позитивным, а не с негативным опытом и привычка реагировать испугом на необходимость спросить что-то постепенно пройдет. Такое же задание можно дать вашим слушателем за месяц-другой до выступления.
А уже во время учебы — попросите аудиторию отключать все мобильные устройства, если они не участвуют в процессе обучения. Подчеркните важность дисциплины. Так ученики смогут сосредоточиться на привычке переспросить и их ничего не будет отвлекать.