Как повысить мотивацию в команде и победить страх перемен
#вместеразбираем

Пожалуй, каждый руководитель сталкивался с необходимостью внедрять в рабочий процесс изменения — и с сопротивлениям команды этим изменениям. А каждый сотрудник испытывал страх перед переменами.

Мы начинаем серию публикаций на основе выступлений спикеров шестого онлайн-марафона «Сила вместе» с рассказа тренера Екатерины Обуховой о том, почему страх перемен неизбежен, как с ним работать и какая книга в этом поможет.
Почему мы боимся перемен?

Потому что с точки зрения работы мозга, перемены — это угроза нашей безопасности и стабильности. Как только мы чувствуем такую угрозу, в организме начинает вырабатываться гормон кортизол.

С другой стороны, на нас действует желание реализовать себя, вдохновение, интерес к любимому делу, которые может заново вспыхнуть из-за перемен. Тут уже работает гормон дофамин.

Две этих силы есть в каждом из нас, иногда преобладает одна, иногда другая. Но с огромной долей вероятности, если вы инициируете какие-либо изменения в команде, то сначала встретите реакцию страха и неприятия.
Как превратить страх в интерес?

Итак, вы инициировали перемены, и встретили реакцию непонимания. Сперва необходимо выяснить, чего именно боятся сотрудники. Вот несколько основных страхов:

  • у меня будет больше работы / отчетов / обязанностей;

  • моему положению что-то угрожает;

  • меня недостаточно ценят.
После этого очень важно понять, то мотивирует сотрудника. Например:

  • возможность запустить свой проект;

  • новое обучение;

  • возможность сформировать мини-команду;

  • переход из одного отдела в другой;

  • возможность поработать с творческой инициативой.
«Фокус» в том, чтобы для каждого страха, который связан с переменами, подобрать свой «ключик» в виде мотивации. И тогда в команде поймут, что на самом деле изменения им не угрожают, а, наоборот, дают новые возможности.

Пример. Мы хотим внедрить CRM-систему, но в команде уверены, что все и так хорошо работало. Разбираемся, в чем тут страх на самом деле. Например, он в том, что придется оставаться после работы и разбираться во всех нюансах системы. Подбираем мотивацию — говорим, что для обучения есть готовые ролики и не придется тратить на это дополнительное время, зато у сотрудников появится новый навык.
SCARF-модель

Согласно этой модели, на сотрудников в команде действуют пять основных принципов: статус, уверенность, автономия, связность (налаженное общение в коллективе, сопричастность к нему), справедливость.

Если мы меняем любой из этих компонентов в команде, то у сотрудников победит одна из реакций: или протест, или стремление к вознаграждению.
Когда, по мнению сотрудника, изменения угрожают его статусу
    • Когда мы спрашиваем, нужен ли сотруднику совет.

    • Когда сотрудника ждет отчет или аттестация по итогам изменений.

    • Когда он чувствует, что выпадет из процессов в организации.

    • Когда изменения ведут к подшучиванию над сотрудником.

  • Как мы можем поддерживать статус сотрудника в процессе перемен
    • Хвалить.

    • Подмечать заверение даже небольшой задачи.

    • Попросить совета у сотрудника.
Когда, по мнению сотрудника, изменения угрожают его уверенности в себе
    • Когда он не понимает, чего ждут от него и чего ему ждать от команды

    • Когда сотрудник чувствует, что недостаточно компетентен для изменений.

    • Когда нет четкой структуры и плана перехода к чему-то новому.
  • Как мы можем поддерживать уверенность сотрудника в процессе перемен
    • Поделиться четким планом изменений.

    • Отметить, что в процессе изменений сотрудник сможет найти ответы на интересные вопросы, разгадать загадки.

    • Проговаривать эмоции в беседе с сотрудником, признать, что не идеальны.
Когда, по мнению сотрудника, изменения угрожают его автономии в команде
    • Когда он думает, что принять изменения его заставят силой.

    • Когда есть понимание, что перемены принесут стресс и его не избежать.

    • Когда есть страх, что нельзя будет высказать свое мнение, не будет личного времени и пространства.

    • Когда есть страх чрезмерного контроля.

  • Как мы можем поддерживать автономию сотрудника в процессе перемен
    • Дать возможность высказать свое мнение.

    • Признать право сотрудника на эмоции, в том числе негативные.

    • Спросить: «Чего бы ты хотела/хотел»?

    • Обеспечить личное пространство и отдых.
Когда, по мнению сотрудника, изменения угрожают его связности в команде
    • Когда он думает, что его исключат из коллектива.

    • Когда предстоит знакомиться с новыми людьми / членами команды.

    • Когда есть страх, что не будет обратной связи.

    • Когда есть страх, что испортятся отношения в команде.
  • Как мы можем поддерживать связность сотрудника в процессе перемен
    • Сказать, что общение с новыми людьми разовьет навык коммуникации.

    • Сказать, что новые контакты откроют новые возможности, в том числе для резюме.

    • Сказать, что сотрудник может стать ментором или наставником для новичков.
Когда, по мнению сотрудника, изменения угрожают справедливости в команде
    • Когда есть риск дискриминации и буллинга.

    • Когда нет благодарности за помощь.

    • Когда изменения ведут к нарушению прав и гарантий сотрудника.
  • Как мы можем поддерживать справедливость в команде в процессе перемен
    • Подробно объяснить, что перемены не приведут к нарушению прав.

    • Извиниться и компенсировать вред, если это все-таки случилось.

    • Подробно объяснить, как поменяются обязанности и вознаграждения в процессе перемен.
Три стиля управления
Эрик Берн выделил руководителя-ребенка, руководителя-родителя и руководителя-взрослого.

Руководитель-родитель любит все контролировать, ценит послушание, как правило, в команде много манипуляторов и токсичная атмосфера.

Руководитель-ребенок почти никогда не принимает решения самостоятельно, перекладывает ответственность на других, результаты работы присваивает только себе.

Руководитель-взрослый — самый редкий тип лидера. И самый эффективный. Обучает и развивает сотрудников, правильно ставит цели и мотивирует их выполнять. Дает сотрудникам право высказаться, но окончательное решение принимает сам. Умеет балансировать контроль и поощрение.

Чтобы проверить свой стиль руководства используйте «правило трех Ц». Спросите себя, насколько Цели, Ценности и Целость вас как руководителя совпадает с принципами команды.
Книга от эксперта

«Мозг: инструкция по применению», Дэвид Рок.

Книга о том, как работает человеческий мозг. Почему умные люди порой поступают нелогично и опрометчиво? Например, тратят время на второстепенные задачи, забывая о главном? Нагружают себя работой, которую не в состоянии выполнить? То и дело ссорятся по пустякам? Болезненно реагируют на критику? Оказывается, причиной этих и других проблем является не только человеческая психология, но и особенности устройства нашего мозга, которое невозможно изменить, но можно и нужно учитывать и в работе, и в повседневной жизни.

Книга будет полезна для преодоления повседневных дедлайнов и при поиске творческих озарений. Автор рекомендует обыденную практику осознанности, выработку навыка держать мозг в активном состоянии и при этом блокировать потоки мыслей, отнимающих энергию. Книга учит сознательному управлению собственным мозгом, как персональным компьютером. В итоге сложные задачи становятся увлекательной игрой.

Цитата из книги: «Вот что я предлагаю: всякий раз, используя мысленную сцену, ставьте перед собой важную задачу. Это ограниченный ресурс, который нельзя растрачивать впустую. Как бы вы ни старались, невозможно целый день сидеть и принимать блестящие решения — хотя тот же водитель грузовика вполне может целый день находиться за рулем и управлять своей машиной».
Прочитайте другие статьи нашей рубрики #вместеразбираем
Андрей Бородкин
Главный редактор