4 мифа о филантропах
#вместеоразбираем

Скептическое отношение к благотворительности люди аргументируют по-разному: кому-то кажется, что настоящих филантропов не существует — и все это делается только ради статуса и льгот. Кто-то считает, что хорошим делами состоятельные люди только прикрываются — ведь у филантропов нет никаких ежедневных задач и им не нужно думать о бытовых мелочах. Предлагаем разобраться во всех этих заблуждениях.
Филантропами становятся только ради налоговых льгот
В России они действительно есть: социальный налоговый вычет для физических лиц и уменьшенный налог на прибыль для юридических лиц. Отсюда и миф о том, что филантропы занимаются благотворительностью исключительно ради личной выгоды. Дополнительный стимул в них действительно может быть. Но филантропия — это больше, чем просто перевод средств.

Филантропы только дают деньги, но не вникают в проект
Конечно, пожертвование можно сделать единоразово. Но филантропия — это занятие благотворительностью. Чтобы открыть фонд, нужно пройти кучу бюрократических процедур. Чтобы фонд работал и действительно помогал нуждающимся — нанять сотрудников, выстроить стратегию, вкладываться в образование, думать об инфраструктуре, оформлять заявки на гранты. Даже если не открывать фонд — ходить на встречи, участвовать в мероприятиях, проводить их, уделять время подопечным.
Филантропия — это что-то на богатом
Вкладывать деньги — одна из возможностей. И даже сто рублей, потраченные на корм, удлиняют жизнь бездомных животных на несколько дней. Но кроме этого, можно стать волонтером, отдавать вещи, проводить мастер-классы, готовить еду, искать пропавших людей, сдавать кровь, взять животное из приюта. Это тоже важно и нужно. И заниматься этим можно даже при отсутствии средств. Для вдохновения — можно почитать классные истории людей, которые именно такими способами меняют мир к лучшему.
Деньги работают всегда
Не всегда во благо и не всегда эффективно. Обладатели больших состояний могут делать вложения, опираясь только на свою картину мира — а деньги в итоге пропадают зря. Одной из таких знаковых историй считается PlayPump, который был инициирован с целью обеспечить доступ к чистой питьевой воде в сельских районах Африки. Основная идея — установка водяных насосов, которые приводились бы в действие с помощью детских каруселей. В 2000 году в него инвестировали многие знаменитости и Фонд Билла и Мелинды Гейтс. Но в итоге качели постоянно ломались, местное население не понимало задумки, детям это быстро надоело, а стоимость оказалось слишком высокой. В итоге — его признали неэффективным. А история показала, как важно учитывать местные условия и вовлекать сообщества в процесс планирования и реализации благотворительных проектов.
Прочитайте другие наши тексты с важными разборами
Андрей Бородкин
Главный редактор