В начале восьмидесятых годов прошлого века психолог Говард Гарднер изучал когнитивные способности и академические успехи людей разных возрастов. Он обнаружил, что результаты многих учащихся зависят не только от природных талантов и интересов, но и от того, как они усваивают информацию.
Например, если ученик не понял грамматическую конструкцию иностранного языка на слух, то это еще не означает, что у него нет лингвистического таланта. Возможно, нужно было использовать другой подход — например, визуализировать информацию в таблице.
Спустя какое-то время Гарднер предположил, что с точки зрения устройства интеллекта мозг — это не единое целое, а множество независимых «блоков», каждый из которых отвечает за разные навыки и умения. И в 1983 году психолог выпустил книгу «Структура разума: теория множественного интеллекта» (оригинальное название — Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences), в которой сформулировал теорию о существовании «множества интеллектов».
Первоначально Гарднер выделил семь типов интеллекта. Однако в 1999 году он дополнил теорию книгой «Переосмысление интеллекта: множество интеллектов в XXI веке» (оригинальное название — Intelligence Reframed: Multiple Intelligences for the 21st Century), в которой описал ещё один тип интеллекта — натуралистический. Так появилась современная «восьмёрка интеллектов» Гарднера:
- Музыкальный. Способствует восприятию информации на слух и через чувство ритма. Позволяет легко учиться играть на музыкальных инструментах, петь и сочинять мелодии.
- Вербальный. Помогает усваивать материал в текстовом формате и изучать языки.
- Межличностный. Позволяет эффективно работать в командах и устанавливать крепкие социальные связи. Развитый тип этого интеллекта говорит о высокой эмпатии.
- Телесно-кинетический. Влияет на осязание и координацию. Людям, у которых доминирует этот тип, по словам Гарднера, важна окружающая обстановка, тактильный контакт и перерывы, чтобы свободно подвигаться.
- Визуально-пространственный. Отвечает за воображение и способность ориентироваться в пространстве. Этот интеллект помогает легко запоминать изображения, поэтому такие люди любят получать информацию в формате картинок.
- Логико-математический. Легко анализирует информацию и обрабатывает данные, представленные в графиках, таблицах и диаграммах.
- Внутриличностный. Отвечает за анализ собственных чувств, эмоций и действий. По утверждению Гарднера, нередко люди, у которых преобладает этот интеллект, — интроверты, которым комфортно работать и учиться в уединении. А ещё психолог считает, что развитию внутриличностного интеллекта помогает создание индивидуальных проектов и написание рефлексивных эссе.
- Натуралистический. Отвечает за способность изучать и понимать природу, окружающую среду. Этот интеллект, как считает автор теории, совершенствуют исследования и эксперименты.
Основная идея Гарднера заключается в том, что эти интеллекты автономны — между ними нет связи или она очень слабая. Психолог утверждает, что обычно у человека хорошо развиты несколько типов интеллектов, но некоторые из них могут сильно отставать от «главных». Из-за этого люди, которые блестяще показывают себя в одной дисциплине, порой не всегда в состоянии освоить даже школьную программу в другой.