Почему нам всем важно знать свои сильне стороны в 2024 году
#вместеоразбираем
Под конец года вместе разбираем теории интеллектов и талантов, а также обсуждаем, почему они точно пригодятся нам в наступающем году.
Что такое «теория интеллектов»
В начале восьмидесятых годов прошлого века психолог Говард Гарднер изучал когнитивные способности и академические успехи людей разных возрастов. Он обнаружил, что результаты многих учащихся зависят не только от природных талантов и интересов, но и от того, как они усваивают информацию.

Например, если ученик не понял грамматическую конструкцию иностранного языка на слух, то это еще не означает, что у него нет лингвистического таланта. Возможно, нужно было использовать другой подход — например, визуализировать информацию в таблице.

Спустя какое-то время Гарднер предположил, что с точки зрения устройства интеллекта мозг — это не единое целое, а множество независимых «блоков», каждый из которых отвечает за разные навыки и умения. И в 1983 году психолог выпустил книгу «Структура разума: теория множественного интеллекта» (оригинальное название — Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences), в которой сформулировал теорию о существовании «множества интеллектов».

Первоначально Гарднер выделил семь типов интеллекта. Однако в 1999 году он дополнил теорию книгой «Переосмысление интеллекта: множество интеллектов в XXI веке» (оригинальное название — Intelligence Reframed: Multiple Intelligences for the 21st Century), в которой описал ещё один тип интеллекта — натуралистический. Так появилась современная «восьмёрка интеллектов» Гарднера:

  • Музыкальный. Способствует восприятию информации на слух и через чувство ритма. Позволяет легко учиться играть на музыкальных инструментах, петь и сочинять мелодии.
  • Вербальный. Помогает усваивать материал в текстовом формате и изучать языки.
  • Межличностный. Позволяет эффективно работать в командах и устанавливать крепкие социальные связи. Развитый тип этого интеллекта говорит о высокой эмпатии.
  • Телесно-кинетический. Влияет на осязание и координацию. Людям, у которых доминирует этот тип, по словам Гарднера, важна окружающая обстановка, тактильный контакт и перерывы, чтобы свободно подвигаться.
  • Визуально-пространственный. Отвечает за воображение и способность ориентироваться в пространстве. Этот интеллект помогает легко запоминать изображения, поэтому такие люди любят получать информацию в формате картинок.
  • Логико-математический. Легко анализирует информацию и обрабатывает данные, представленные в графиках, таблицах и диаграммах.
  • Внутриличностный. Отвечает за анализ собственных чувств, эмоций и действий. По утверждению Гарднера, нередко люди, у которых преобладает этот интеллект, — интроверты, которым комфортно работать и учиться в уединении. А ещё психолог считает, что развитию внутриличностного интеллекта помогает создание индивидуальных проектов и написание рефлексивных эссе.
  • Натуралистический. Отвечает за способность изучать и понимать природу, окружающую среду. Этот интеллект, как считает автор теории, совершенствуют исследования и эксперименты.
Основная идея Гарднера заключается в том, что эти интеллекты автономны — между ними нет связи или она очень слабая. Психолог утверждает, что обычно у человека хорошо развиты несколько типов интеллектов, но некоторые из них могут сильно отставать от «главных». Из-за этого люди, которые блестяще показывают себя в одной дисциплине, порой не всегда в состоянии освоить даже школьную программу в другой.
Существует также и «теория талантов»
Огромный вклад в теорию талантов внес психолог Дон Клифтон. Он считал, что люди могут получить гораздо больше, если они тратят усилия на развитие своих талантов, чем, когда они тратят сопоставимые усилия на исправление своих слабых мест.

А еще он говорил: «Нет более эффективного способа вдохновлять людей, чем видеть каждого человека с точки зрения его сильных сторон».

С точки зрения лидерства в организации Клифтон считал, что руководителю необходимо:

1. определить таланты сотрудников;

2. разобраться, у кого есть таланты для того, чтобы быть выдающимся руководителем. Решить, что делать с теми, у кого их нет;

3. помочь развить таланты, чтобы они превратились в сильные стороны.

Сильные стороны — это результат максимизации талантов. В частности, сильной стороной может стать умение заполнять заявки или проводить образовательные тренинги, если совершенствовать на практике свои таланты.
Критика теорий и их неоспоримая польза
По мнению критиков, Гарднер и другие исследователи просто смешал интеллект, таланты, черты характера и приобретённые навыки и назвал это всё «интеллектами». Не раз доказывалось, что виды интеллекта, которые Гарднер чётко разделяет, на самом деле тесно связаны — а это подтверждает теорию общего интеллекта. Например, люди, которые обладают развитым межличностным интеллектом, как правило, показывают и высокие результаты в тестах на логику — ведь, например, хорошим адвокатам и дипломатам необходимо уметь как логично аргументировать, так и успешно коммуницировать.

Некоторые исследователи и вовсе называют эту концепцию псевдонаукой. В частности, нидерландский психолог Пит ван дер Плуг, проанализировав ряд научных работ, якобы подтверждающих достоверность теории множественного интеллекта, отметил нарушения в проведении экспериментов.

И все-таки, при всех недостатках разных теорий, очевидно одно: в следующем году технологии, искусственный интеллект и автоматизация будут развиваться с такой скоростью, что только профессионалы, которые знают свои сильные стороны, добьются успеха.

Это подтверждают и исследования. Например, Согласно исследованиям, люди, которые знают свои таланты и сильные стороны:

• в 6 раз сильнее вовлечены в работу;

• на 7,8% более продуктивны на работе,

• в 6 раз чаще на работе делают именно то, что умеют лучше всего, а не берут на себя чужие обязанности.

Интересно, что, согласно исследованиям, два из трех человек не могут уверенно ответить на такой вопрос: «Назовите свои 5 сильных сторон, те качества, в которых вы действительно хороши?»

Надеемся, что в наступающем году вы легко сможете на него ответить.
Прочитайте другие наши тексты с важными разборами
Андрей Бородкин
Главный редактор