Lifelong learning: как учиться всю жизнь и не уставать
#вместеоразбираем
Рассказываем о концепции непрерывного обучения, или lifelong learning, которая поможет развить привычку учиться новому в течение всей жизни.
Что такое непрерывное обучение
Термин «непрерывное образование» (англ. lifelong learning) появился в 1968 году в материалах конференции ЮНЕСКО. Он до сих пор в тренде и означает необходимость учиться в любом возрасте, чтобы успевать за изменениями в профессии и секторе.

Например, копирайтер учится писать короткие тексты для интерфейсов и становится UX-писателем. Программист изучает язык программирования Swift, чтобы стать iOS-разработчиком. Совсем недавно этих профессий не существовало, а теперь их спешит освоить всё больше людей.

Привычка учиться в течение всей жизни помогает не только продвинуться по карьерной лестнице, но и наладить отношения с близкими, улучшить качество жизни и даже поправить здоровье. Этому способствуют самоорганизация, любопытство и желание идти в ногу со временем.
Почему важно учиться всегда
Полезно для здоровья. Учёба развивает память и когнитивные способности. Непрерывное образование даже считают одним из способов облегчить симптомы болезни Альцгеймера.

Улучшает качество жизни. Освоение новых навыков поможет упорядочить работу, творчество, отдых и даже отношения. Например, в школе и университете не учат, как распоряжаться деньгами. А курс по финансовой грамотности помогает разобраться, как рационально тратить зарплату и приумножать накопления.

Раздвигает карьерные границы. Из-за того, что появляется всё больше новых профессий, человеку предстоит поменять за жизнь до пяти специализаций.

Расширяет кругозор и круг общения. Люди, которые постоянно учатся, обычно много знакомятся и окружают себя единомышленниками. Они вместе учат французский язык, смотрят фильмы в киноклубе, лепят из глины на мастер-классе по керамике. Найти друзей можно и среди коллег — достаточно предложить какую-нибудь инициативу. Например, организовать книжный клуб и раз в неделю обсуждать прочитанное.
Как можно учиться
Можно учиться самому. Хорошие курсы стоят недёшево, зато там будет структурированная информация, а за тайм-менеджмент можно не переживать: всё распланировано и забронировано в расписании заранее. Опыт других студентов поможет быстрее продвинуться вперёд и избежать ошибок.

Обратная сторона доступности обучающих материалов — эффект FOMO (от англ. Fear of Missing Out), или страх упустить что-то важное. Именно FOMO побуждает бесконечно скроллить ленту и новости, покупать, но не проходить курсы. Чтобы непрерывное обучение не превратилось в потребление информации, полученные знания нужно отрабатывать — делать заметки, делиться знаниями в блоге, внедрять инсайты в жизнь.

Во время учёбы человек узнаёт много нового, но при этом часто обесценивает полученные навыки и сравнивает себя с людьми, которые уже знают больше. Это сильно демотивирует. Шкала успеха поможет зафиксировать, какими были достижения на старте, и обозначить точку, в которую нужно прийти. Без фиксирования прогресса есть риск, что результат, которого хочется достичь, будет всё время отодвигаться, и учёба потеряет смысл.

Взрослым людям важно осознавать, что у них есть хотя бы какие-то знания в новой области. Даже в такой сложной сфере, как программирование, наверняка можно найти что-то, с чем приходилось сталкиваться до обучения. Например, понимание того, как устроен интернет в целом, говорит о том, что человек приступает к обучению не из нулевой точки. Это помогает сохранить мотивацию в процессе образования.

Какие навыки нужны для непрерывного обучения
1. Уметь формулировать цели, исходя из интереса. Чтобы учиться было в радость, нужно разобраться в мотивации. Например, мотивация «чтобы много зарабатывать» неустойчива. Это связано с тем, что тяга к знаниям формируется в детстве и появляется исключительно из личного интереса. Ребёнку никто не платит за обучение новому, но эта способность помогает стать более самостоятельным и успешным. Вмешательство денег сильно портит внутреннюю мотивацию, потому что подменяется внешней.

2. Фильтровать информацию. Её обилие требует насмотренности — нужно уметь различать достоверные источники и отказываться от лишнего.

Например, вот один из способов читать нон-фикшен:

● Обозначить цель, прежде чем начать читать очередную книгу по ведению бизнеса. Например, «открыть три способа управления персоналом».
● Изучить краткое содержание книги и оглавление, чтобы проверить, отвечает ли автор на интересующий вопрос. Посмотреть заголовки, прочесть первые и последние предложения каждого абзаца, запомнить их или сохранить.
● Выделить ключевые слова и из них сформулировать ответ на свой вопрос.

3. Творчески преобразовывать знания. Можно написать пост, рассказать о том, что узнал, вслух или даже записать кружочек в телеграме — и это будет лучше, чем просто пролистать статью и через час её забыть.

4. Применять теорию на практике. Можно пройти сколько угодно курсов, но, если не начать применять полученные знания в жизни, в них нет смысла.
Как сделать обучение привычкой

1. Установить систему поощрений. Это может быть пост в соцсетях или трекер привычек, где каждый закрашенный кружок будет приносить удовлетворение от проделанной работы.

2. Планировать время на обучение заранее. Если этого не сделать, время не появится — всегда найдутся более важные дела. Например, руководитель предложила команде забронировать час на чтение книг и пообещала не претендовать на это время, но с условием делиться, какие знания удалось применить в жизни. В результате сотрудники стали чаще пользоваться офисной библиотекой, обмениваться опытом друг с другом и предлагать улучшения работы отдела.

3. Превратить учёбу в игру. Играя, студент получает не только теоретические знания, но и эмоциональный опыт, практику. Это позволяет не терять мотивацию, переходя от урока к уроку, и увеличивает шансы на успех в процессе непрерывного обучения.

4. Найти buddy-поддержку. Учиться вместе с кем-то — легче. Поэтому в пандемию стали так популярны онлайн-коворкинги: люди созванивались и работали с включёнными камерами. Это дисциплина и поддержка одновременно. Возможность рассказать другим о том, что узнал, помогает лучше запомнить материал, а похвала и поддержка мотивируют продолжать учиться.

5. Помнить о цели и делать микрошаги. Например, если задача ― научиться регулировать эмоции во время рабочих процессов, то нужно наблюдать за чувствами в разных ситуациях. Каждая встреча и каждый день могут стать мини-тренировкой навыка. Начать можно с наблюдений, как строят диалог другие люди на рабочей встрече, а уже потом перейти к практике — попробовать убеждать, не повышая голоса. Измерить результат помогут ведение дневника, трекер или чек-лист.
Прочитайте другие наши тексты с важными разборами
Андрей Бородкин
Главный редактор