Эффект Зейгарник: как перестать откладывать дела на потом
#вместеучимся
Одним осенним днем почти 60 лет назад университетский профессор обедал со своими учениками в кафе и обсуждал вопросы психологии и философии. Когда к ним подошел официант — родилась теория, которая повлияла на множество сфер, в том числе некоммерческий сектор. Рассказываем, что такое эффект Зейгарник и как это связано с социальной сферой.
Что такое эффект Зейгарник
В середине XX века в Берлине, в один из учебных дней, преподаватель и известный психолог Курт Левин обедал в кафе со своими студентами. Одна из студенток — Блюма Зейгарник, обратила внимание на то, что официант отлично помнил детали неоплаченных заказов, но совершенно не помнил тех, по которым счет был закрыт.

Так был открыт эффект Зейгарник — способность мозга сильнее фокусироваться на несделанном, чем на том, что мы довели до конца.

Как эффектом пользуются маркетологи и писатели
Пожалуй, один из самых ярких примеров, иллюстрирующих эффект Зейгарник, — сказка «Тысяча и одна ночь». Шехерезада рассказывала часть истории и неожиданно обрывала ее, а шаху были интересно, чем закончится сказка.

Этот прием используют и маркетологи, часто оставляя рекламные сообщения без завершения. А писатель Эрнест Хемингуэй даже построил на этом личный метод работы: он приступал к работе, а затем заставлял себя остановиться, отложить карандаш и отойти, чтобы сохранить мотивацию, вернуться и дописать текст.
Как эффект влияет на социальную сферу
Ученые выяснили: мысли о незавершенных делах способны повысить тревожность и помешать заниматься текущими задачами. Нам трудно начинать новые задачи, если в памяти остается большое количество незавершенных проектов. Мысль даже о несрочном пятиминутном деле может неделями крутиться в голове и мешать сконцентрироваться на работе.

Дело в том, что для мозга «завершить» значит «разобраться»: зафиксировать факт, определить сроки выполнения. Исследования показывают, что незавершенные задачи приводят даже к нарушению сна — особенно в выходные дни.

Вот почему в социальной сфере, где так важны вовлеченность и эмоциональные ресурсы, нужно постараться не откладывать задачи на потом. Желаем удачи всем в этом непростом деле и помните!
Прочитайте другие наши тексты с важными разборами
Андрей Бородкин
Главный редактор