Согласно рекомендациям Шейна, в этой работе принимают участие одна или несколько ключевых групп сотрудников организации.
Они собираются на командную сессию, которая занимает достаточно времени, но в пределах одного рабочего дня.
Сократить или упростить этот процесс вряд ли получится, поскольку культура — это не то, что можно собрать из документов или имеющихся под рукой данных.
Осознать культуру могут только люди, принадлежащие к ней, поэтому для повышения эффективности лучше не сокращать количество участников или время сессии, а создать максимально комфортные для процесса условия.
Достаточно получить общее представление о том, из чего состоит организационная культура. Лучше всего, если вопросы сотрудникам будет задавать сторонний человек, например, приглашенный фасилитатор. Он не берет на себя роль эксперта, но помогает участникам осознать, из чего состоит их организационная культура.
Как именно происходит процесс? Вот что нужно сделать.
1. Получить поддержку руководства. Без этого не стоит и начинать, поскольку процесс затронет все аспекты деятельности организации. Руководитель должен четко понимать, какую проблему он таким образом решает. Он же решает, какая группа сотрудников должна участвовать в процессе. Они и будут основными «носителями культуры».
Это может быть группа из трех, а может и из пятидесяти человек, главное, чтобы в нее вошли люди, вызывающие доверие у руководства. Сами руководители могут в процессе не участвовать, но важно, чтобы обсуждаемые взгляды разделяли не только присутствующие, но и руководители.
Важно подобрать удобное место с возможностью распределиться по отдельным комнатам и поработать с подгруппами.
2. Провести групповую сессию. В ходе этого мероприятия участники будут отвечать на вопрос: «Способствует или препятствует организационная культура компании решению озвученной проблемы или вопроса?».
Фасилитатор задает вопросы, выясняет взгляды, собирает мнения. Грамотно заданные вопросы позволяют определять все уровни корпоративной культуры. К примеру, вопрос: «Что здесь происходит?» позволяет выявлять артефакты. А вопрос «Почему вы поступили бы так, а не иначе?» дает информацию о ценностях.
Например, на вопрос о том, почему в компании так мало статусных символов, можно услышать ответы: «Мы – за равные права», или «Решение проблем важнее, чем соблюдение субординации». Услышав и зафиксировав ценности, фасилитатор выявляет, все ли их разделяют или только отдельные группы или члены групп, и ищет общие ценности для всех собравшихся.
Это увлекательный процесс совместного поиска истины, который обычно запоминается всем участникам.
Ключом к определению базовых представлений может быть проверка того, насколько обозначенные ценности способны объяснить имеющиеся артефакты. Так компании определяют лишние артефакты, от которых можно отказаться, обнаруживая свои глубинные представлении о времени, планировании, смысле работы, риске и обратной связи. Эффективнее всего работать над этим в группах до 10 человек.
3. Определить, что в культуре позитивно влияет на цели, а что негативно. Развивать культуру следует, опираясь на те составляющие, которые позитивно влияют на цели работы организации.
4. Провести совместный анализ и подготовить отчет. По результатам можно ставить задачи об изменении организационной культуры.