«Мы же на ты»: как управлять молодым коллективом
#вместеучимся
И в коммерческом, и в третьем секторах рабочие места постепенно начинает занимать молодежь. Согласно глобальным исследованиям, уже 38% представителей поколения, которое родилось с 2004 по 2010 годы, вышли на рынок труда. И руководители берут их на работу весьма охотно: новые кадры, новые идеи, новые подходы. А вот сотрудникам «старой школы» все чаще отказывают. И этот эйджизм имеет очень простое обоснование: люди среднего возраста менее гибкие.

Взаимодействие внутри многих организаций и устройство окружающей среды постепенно меняются: в офисах появляются комнаты для сна, спортивные залы, чилл-зоны. Недосягаемая позиция и авторитарный стиль управления перестают работать — молодое поколение стремится к партнерским отношениям, живет в парадигме work-life balance и нуждается в постоянной похвале. Мы собрали несколько советов для руководителей в третьем секторе, которые хотят адаптироваться к этим меняющимся условиям и выстроить эффективные рабочие процессы с молодой командой.
Подготовьте пространство для работы
Вернемся к необычным офисам. Оборудование комфортного пространства действительно важно для молодых сотрудников. Они не могут сидеть в серых стенах с компьютером на столе и цветком на подоконнике.

И вряд ли будут работать в строгом графике с девяти до шести. Зато могут работать намного дольше — и именно для этого им нужен офис, в котором есть все, чтобы провести там весь день: перекусить, поспать, поиграть в приставку, сходить на тренировку, поболтать с друзьями.
Создавайте доверительную атмосферу
Кроме внешнего оформления офиса, в нем должна быть дружеская и теплая атмосфера. Неформальный чат для мемов, общие походы в кино или рестораны, выездные корпоративы. Все, что поможет сотрудникам сблизиться с командой и почувствовать себя на своем месте.

По мере сближения они с радостью будут рассказывать про своих домашних животных и прошедший отпуск. Желание делиться подробностями личной жизни, конечно, зависит не только от возраста, но и от темперамента человека. Но любым сотрудникам важно, чтобы руководителю было не все равно на жизнь команды вне работы.
Продумайте позиционирование
Для новых сотрудников скорее подойдут партнерские отношения: те, в которых они смогут свободно высказывать свое мнение и видеть, что его учитывают. Тенденция, на самом деле, хорошая. Сотрудники будут чувствовать, что у них есть возможность раскрываться, пробовать и ошибаться — и за это их не накажут, а помогут проанализировать действия.

Но строить абсолютно панибратские отношения тоже не стоит: есть риск, что молодые подчиненные чересчур расслабятся и не будут воспринимать рабочие задачи серьезно. Важно найти баланс, который строится на основе дружеской коммуникации и строгих требований к дедлайнам и обязанностям.

Выстраивать позиционирование в новом коллективе — одна история. Но представьте: вы с коллегами вчера вместе ходили на квиз или играли в настолки, а сегодня вы вдруг становитесь на ступень выше них.

Воспринимать вас серьезно будет сложно — особенно, если сохранить при этом дружеские отношения. В таком случае стоит сперва стать недосягаемым лидером, а потом постепенно укорачивать дистанцию.
Хвалите и отмечайте успехи
Благодарность за работу важна для сотрудников всех возрастов. Но представители молодого поколения более чувствительны, поэтому для них важно социальное одобрение и наглядная мотивация.

Во-первых, можно и нужно говорить спасибо за все действия: готовые задачи, присланные материалы и выполненные отчеты. Во-вторых, отмечать в них преимущества: красивая презентация, хороший текст, оперативная помощь. А еще — публично благодарить за инициативу и достижения.

Чувствительны они не только к хорошим словам, но и к критике. Поэтому ее стоит давать аккуратно. Например, по модели «Бутерброда»: что-то хорошее, замечание, что-то хорошее. Пример:

«Ты проделал отличную работу, спасибо большое! Правда не очень здорово, что мы не смогли уложится в дедлайн — соблюдение сроков для нас очень важно. Уверен, что ты устал от такой нагрузки — может быть, нам в следующий раз стоит разделить части работы между тобой и Аней? Уверен, что вместе у вас получится шикарный тандем».
Мотивируйте
Работать за фиксированный оклад люди молодого поколения вряд ли согласятся. Или согласятся, но быстро сгорят. Для молодого коллектива нужна прозрачная и постоянная система мотивации: денежная или бонусная.

Это могут быть доплаты за перевыполнение KPI или абонементы в спортивные залы, билеты в театры или поездки за счет организации. Индивидуальный план развития тоже может стать хорошей мотивацией, потому что он поможет вам, как руководителю, показать свою заинтересованность в каждом сотруднике. А молодым сотрудникам — увидеть, как и куда можно расти.
Упрощайте процессы
Концентрация внимания у поколения Z всего восемь секунд, а это значит им нужно четко и быстро формулировать задачи. А еще лучше показать, а не рассказать. И не на месяц вперед, а на один день. Еще — они гении многозадачности, потому что привыкли воспринимать информацию сразу с пяти экранов, так что могут одновременно переписываться с волонтерами, готовить письмо о сборе средств и отвечать в чатах мемами. А на фоне у них будет играть сериал — и он совсем не повлияет на их продуктивность!

Хорошо, если есть возможность геймифицировать процесс работы. Например, работать через Miro или другие сервисы, где видно яркие задачи, которые можно двигать из одной колонки в другую. Или соревноваться в скорости заполнения отчета с коллегами. За бонусы, конечно.
Работайте с личностями
Для поколения Z важна возможность проявлять себя: делать дреды, бить татуировки, одеваться ярко, краситься блестками. И рабочая среда для них не является исключением этого проявления. Если сотрудник переходит границы установленного дресс-кода — например, подключается на созвоны в костюме панды, — то с ним нужно просто поговорить наедине.

Объяснить, что вы понимаете его желание и поддерживаете, но партнеры могут относиться к такому стилю скептически. Попытаться найти компромисс: например, ходить в таком виде на внутренние встречи, а на внешние надевать сверху худи.
Прочитайте другие наши тексты с важными разборами
Андрей Бородкин
Главный редактор