Думаю, что важными для меня стали не научные знания, а человеческие выводы. Например, привычка всегда спрашивать себя, верю ли я в то, что делаю. Полученное от коллег правило никогда не придумывать результат заранее и не подгонять под него работу. Быть готовым найти что-то неожиданное и рассматривать его не как помеху, а как шанс покопаться и прийти к чему-то новому. Мне повезло с коллегами по лаборатории, с научным руководителем, со сферой научного поиска (борьба с туберкулезом). Это действительно очень честная и важная работа, и причастностью к ней я по сию пору горжусь.
Профессия артиста театра кукол совсем не блестящая. Я проехала на нашей театральной машине все глухие городские окраины, где нет даже дорог. Доводилось играть и в старых деревянных детских садах, где стукаешься головой о потолок, и в колонии для несовершеннолетних, и в детском психиатрическом отделении, и в детской больнице (той самой, где я проходила практику и сдала экзамены!). Артист — такая же профессия, как все остальные — не лучше и не хуже. Разница лишь в том, что я её очень люблю.
Иногда дети неожиданно любят самые простые спектакли, о которых ты невысокого мнения. Они гладят кукол и говорят «До свиданья, кошечка, до свиданья, собачка, приезжайте к нам ещё!». Эти слова что-то переворачивают у тебя внутри. Еще я поняла, что профессия — это не то, что прописано в дипломе, а то, как ты работаешь с полученной информацией. Да, я уже не помню дозировок и схем лечения. Но я помню то страшное и тяжёлое, что видела. Когда-то на секционном курсе преподаватель нам сказал: «Вы не представляете, насколько человек хрупок». И одним движением вскрыл трупу грудину. Такое не забывается. А когда знаешь об этой хрупкости, меняется отношение ко всему. Даже по сцене ты ходишь по-другому.
Есть категория людей, которые знают меня только как артиста и даже не подозревают о моей «медицинской» истории. Я не хвастаюсь этим и не называю себя «врачом» — ведь я ни дня не работала по специальности. Но не жалею, что эта история у меня есть. Радуюсь успехам однокурсников. Люблю, когда мои знакомые врачи приходят ко мне в театр — сами или с детьми. Горжусь своими преподавателями — теми, кто научил меня работать и не сдаваться. Кто показал, что значит «любить людей». И кто верил, что «радость и счастье тоже лечат».
Многие сейчас спрашивают меня: «Как ты ушла из медицины? И тебе не жалко?» Чаще всего это интересует театралов и других далеких от врачебного дела людей. Иногда они идут дальше и говорят, что я «не имела права бросать такую благородную профессию» и даже, что «государство потратило на тебя деньги». Но я знаю, что я её не бросала. Я продолжаю ею заниматься — только немного по-другому.
Я много училась и после окончания театрального института: ездила на замечательные лаборатории в Большой театр кукол, театр Karlsson haus в Петербурге, в Центр имени Мейерхольда и театр Наций в Москве. Училась в Летней театральной школе СТД РФ, где мы делали спектакль с режиссерами школы-студии МХАТ. Я жила и живу театром. Люблю простых кукол, без технических наворотов: когда предметы, палочки, тряпочки, газеты неожиданно оживают. Люблю современный театр — искренний открытый разговор со зрителем на близкой дистанции.