«Мир меняется плавно, а не скачками»
Интервью с экспертом по трендвотчингу
Ежедневно мы принимаем сотни решений, разной степени важности. Но вы знали, что у каждого человека есть всего лишь несколько «любимых жизненных сценариев»? Которые нам комфортны, в которые мы верим. Обычно их не больше двух.
  • О том, как такие сценарии влияют на работу в третьем секторе, и можно ли увеличить их число, мы поговорили с Ольгой Ереминой, экспертом по трендвотчингу (практика регулярного отслеживания потребительских трендов) и форсайту (критическое мышление относительно долгосрочных перспектив работы компании).

    Ольга — основательница компании PRO-TRENDWATCHING, мы поговорили с ней в рамках «Лаборатория практического обучения для ресурсных центров». Присоединяйтесь к сообществу «Лабораторий» и используйте практические знания этого проекта в работе каждый день.
«Реагировать на уже случившееся — это ловушка»
На самом деле вариантов возможных решений намного больше, чем два. Особенно в кризис. Но мы, как правило, действительно руководствуемся только двумя вариантами, просто потому, что привыкли так поступать.

Как вы думаете, когда люди покупают максимальное количество страховок от землетрясений? В первый год после уже случившегося катаклизма. Хотя по статистике — это период с минимальной вероятностью повторения землетрясения. Просто из-за пережитого страха нам начинает казаться, что вокруг одни землетрясения. Это ловушка выжившего. Мир меняется плавно, а не скачками, но нам кажется, что все происходит волнообразно просто потому, что до этого изменения не попадали в фокус нашего внимания.

Именно затем, чтобы не совершать таких ошибок в принятии решений нам и нужен трендвотчинг — буквально это умение означает «умение видеть тренды». А зачем еще нам такой навык? Банально, чтобы расширить кругозор.
«Широкий кругозор — высокое качество управленческих решений»
Лайфхак: попробуйте каждый день в течение недели приходить на работу по новому маршруту.
Что это нам даст: дело в том, что наш мозг привык «ходить» одной дорогой, общаться с одними людьми, он расслабился, поставил сам себе рамки («зафреймился»), обленился. А мозгу, как и мышцам, нужна тренировка.

Идея: в течение недели записывайте в блокнот вещи, которые вас удивят. Найдите две-три отрасли, которые вам интересны, но не имеют отношения к работе, и постарайтесь изучить их.
Что это нам даст: вы научитесь отвлекаться от одной узкой темы и постепенно станете видеть полезные для работы инструменты там, где раньше их не замечали.

Нашу осведомленность о важных тенденциях, которая напрямую влияет на принятие решений, можно разделить на три уровня. Первый — когда мы воспринимаем только текущий вариант событий, удобный и комфортный для нас. Та самая «проторенная дорожка на работу». Второй — когда мы начинаем допускать альтернативный вариант жизненных и управленческих процессов. Третий — понимание общих трендов, которые объединяют совершенно разные, на первый взгляд, события.

Что на практике дает сотруднику или руководителю НКО умение выделить что-то новое и важное там, где, казалось бы, уже все придумано? Это дает высокое качество управленческих решений. Ведь, чем выше наша экспертность, тем охотнее мы принимаем лишь один сценарий развития событий, тот, к которому привыкли. Это та самая «замыленность глаза». А трендвотчинг помогает с ней бороться.

Но в трендвотчинге не все так просто. Можно выделить три основные трудности в таком подходе принятия решений.
Цель и у трендвотчинга, и у НКО не должна быть привязана к деньгам
Загвоздка первая — тренды нужно «сканировать» постоянно. И фильтровать их не по принципу «верю-не верю», а по принципу вероятностей. Даже если вам кажется, что идея собирать пожертвования рассылкой бумажных писем — это полная ерунда, но через месяц вы встретите такую же ерунду у нескольких разных НКО, какова вероятность, что это совпадение? Скорее всего, это может быть новым трендом, на который стоит обратить внимание. Так мозг тренируется замечать тенденции не только в вашей отрасли, но и за ее рамками.

Загвоздка вторая — искать новые тренды лучше командой. Например, раз в полгода собираться и обсуждать то, что вы насканировали. Есть разные методики, но главное — не критиковать. Еще важно увидеть одну суть в разных явлениях. Но для этого следить за трендами нужно как минимум 3-6 месяцев. При этом кидаться во все стартапы или новые НКО не стоит, это может быть просто хайпом, а не трендом.

Цель трендвотчинга не должна быть привязана к деньгам. Это объединяет его с целью работы НКО. Пример: представьте, что вы — капитан «Титаника». Вы ведь могли думать не только о том, как спасти людей при помощи шлюпок, но и при помощи чемоданов, кусков обшивки и так далее. Вот шлюпки — это прибыль, на которой все зацикливаются, упуская другие возможности.

Есть такой замечательный кейс: набор для детского творчества almoborealis, где есть материалы для поделок, но нет инструкции. Этот набор придумали после исследований, которые подтвердили — современные дети перестали принимать решения, помогать по хозяйству, ставить цели, решать проблемы, так как привыкли, что за них это делают взрослые. Еще один полезный инструмент: ресурс Trend One — очень много трендов здесь можно отслеживать, вне зависимости от отраслей. А если будут трудности с языком — можно смело пользоваться онлайн-переводчиком.

Лично я бы сейчас, в непростое время, отметила вот какой тренд: идем к глобальной цели маленькими шагами, «недельками». Недельку делаем одно, недельку другое. Но важна и глобальная цель. А также понимание, что одним рывком ее не достигнуть, иначе у нас не получится стратегической работы и пропадет мотивация у сотрудников.

Следует также помнить, что есть маленькие сигналы, а есть мегатренды — которые влияют на нас сроком от 10 лет и больше. А есть еще тренды между этими крайностями. Настоящие, глобальные тренды можно адаптировать и применить почти к любой отрасли.
«Ностальгия — это тоже тренд»
Любой тренд состоит из 3 частей: потребности (они почти не меняются со временем), сигнала и драйвера изменений. Следить за глобальными трендами и учиться делить их на эти три части я советую вот нам этом англоязычном ресусре.

Что сейчас в глобальных трендах, на мой взгляд: безопасность, самооценка, доверие, поддержка в виде психологической помощи (но эффект этого тренда сложнее оценить), простота, контроль. Получается, что многие тренды — это антиподы друг друга. Чтобы заметить тренд, можно применить инструмент дизайн-мышления: рассмотреть текущий рынок (сигналы и идеи) и соединить его с будущим рынком (выработать реальные инструменты изменений).

Мне очень нравится простота как тренд. Ее главный эффект в том, что добиться и простоты, и эффективности очень сложно. Хороший пример — реклама одной из компаний во время «Супербоула» в виде QR-кода. Многие российские компании тоже пользуются этим инструментом и похоже, что это тоже тренд.

Доверие и честность как инструмент — это тоже тренд сегодня, на мой взгляд. Лучше признаться, что стараетесь, что делаете это сами, чем пытаться прикинуться кем-то. Если нашли в своей работе ошибку, признайтесь аудитории в этом сразу.

Персонализация тоже возрождается как тренд, мы доверяем конкретным людям, а не безликим корпорациям.

Ностальгия — тоже тренд, потому что отсылает нас обратно в детство. Можно использовать этот инструмент в работе, но аккуратно, потому что не у всех воспоминания о прошлом сплошь положительные.

Важно: у каждого тренда есть контрренд. Если все сделают так — значит, найдется кто-то, кто сделает наоборот и добьется успеха. Например, тренд: цифровизация — контртренд: человеческие отношения. Массовое производство — товары / услуги ручной работы, и так далее.

Главное при тренировке трендвотчинга помнить: делайте фокус на пользе, а не на инструментах и прибыли.
Андрей Бородкин
Главный редактор