Загляни — спроси — улучши.
Как сделать сайт более удобным своими силами
Рассказываем, что можно улучшить прямо сейчас.
Почему важно не бросать работу над сайтом
Дискуссия о том, зачем сайт нужен НКО, закончилась уже давно. Кажется, что большинство организаций в третьем секторе признали необходимость такого канала коммуникации с партнерами, донорами и широкой аудиторией в принципе.

Но теперь возникла другая проблема. Сайт есть у многих, только вот после того, как он появился, зачастую площадка существует сама по себе. Обновляется только новостной раздел — и это в лучшем случае.

Важно помнить, что само наличие сайта не гарантирует, что аудитория найдет вас и проникнется вашей работой. Его необходимо обновлять и поддерживать для того, чтобы продолжать собирать средства, привлекать новых партнеров и участников программ. Да и просто хотя бы затем, чтобы вы сами всегда могли увидеть результаты своей работы и понять: все трудности пройдены не зря.
Шаг 1. Загляните в каждый «уголок» сайта
Помните, как Гарри Поттер в одной из частей своих приключений, стоя в камине, вместо «Косая Аллея» произнес «Косалея» и оказался в совсем неприятном месте?

Такое же может случиться и с пользователями, которые бродят по вашему сайту. Что если им захочется заглянуть в раздел «Услуги» или «Завершенные проекты»? Точно ли они попадут по адресу или в «Косалею» — где их встретит экран с ошибкой или с необновляемой годами информацией?

Первым делом представьте, что вы — сторонний пользователь, и пройдите по всем разделам и ссылкам своего сайта. Выпишите места, которым не получается уделять достаточно времени и сил. И переходите к следующему шагу.
Шаг 2. Спросите у других (и себя) — что бы хотелось изменить
Посоветуйтесь с сотрудниками и людьми, которые никак не связаны с вашей работой, — что бы они хотели поменять на сайте и почему? Порой мы не замечаем самых простых вещей, вроде отсутствия фото у сотрудников в разделе «контакты», изменить которые нетрудно, но это поможет улучшить восприятие нашей организации.

Не забывайте прислушиваться и к себе — пока будете выполнять первый шаг, записывайте все, что вам самим не понравилось.
Шаг 3. Улучшите то, что можете
Некоторые НКО годами не могут «подступиться» к сайту, потому что им кажется, что это слишком сложно и ресурсозатратно. Ведь придется нанимать дизайнера, программиста и копирайтера, как минимум. На самом деле, всегда есть часть работы сайта, которую вы можете улучшить своими силами прямо сейчас. Как часто говорится в рекламе: «Да-да, мы это именно о вас».

Вот список лишь некоторых изменений, которые под силу каждому:

  • Используйте кавычки «елочки» вместо "лапок", а также не путайте тире (—) и дефис (-). Это намного упростит чтение новостей и ваших материалов для посетителей сайта.

  • Добавьте несколько цитат сотрудников в раздел «Контакты». Это сделает вашу команду более «живой» и человечной, чем обычная стандартная информация с номерами телефонов и адресами электронной почты.

  • Постарайтесь «оживить» ваших партнеров. Обычно в разделе «Партнеры» можно увидеть несколько логотипов довольно крупных компаний. Проблема в том, что эти компании повторяются от НКО к НКО и очень сложно понять, в чем же именно состояло партнерство. Попробуйте написать 1-2 предложения к каждому бренду, в которых вы расскажете, в каком именно проекте и как вам помогал партнер. Если получится добавить еще и цитаты компании-партнера, будет совсем здорово.

  • Не бросайте раздел «Пресса о нас». Как правило, в этом разделе есть или несколько видеороликов или просто ссылки на старые публикации об НКО в других изданиях. Попробуйте рассказать, о чем эти публикации, и как они получились.

  • Добавьте цитат в проекты и программы. Всего 1-2 вопроса участникам программ или сотрудникам, которые их вели — и этот раздел преобразится настолько, что вы станете выгодно отличаться от своих конкурентов.

  • Вынесете услуги в отдельный раздел и постарайтесь описать простыми словами: что и для кого вы делаете.
Шаг 4. Если не можете улучшить — попросите помощи или уберите раздел
Сейчас появилось много молодых профессионалов, которые готовы помочь с сайтом в том числе для того, чтобы сделать свое резюме более весомым. Поговорите с дизайнерами, программистами и копирайтерами, наверняка среди них найдутся те, кто согласится помочь вам pro bono.

Если вы не встретите таких людей — возможно, пришло время вспомнить прием знаменитого американского писателя-битника Уильяма Берроуза. Он говорил: «Убейте своих любимых», имея в виду персонажей, которые нравятся автору так сильно, что страдает весь сюжет. Разделы, которые существуют на сайте просто для того, чтобы они были, — как раз такие «любимые». Возможно, их лучше убрать.
Шаг 5. Оставьте место для доноров, партнеров и читателей
Мы все любим рассказывать о своих успехах на сайте. И это совершенно нормально, ведь всем нравится читать истории успеха. Но также не стоит забывать — люди ценят и истории преодоления. Если на сайте мы будем говорить только о том, как у нас все хорошо, потенциальный донор может спросить себя: получается, я им не нужен?

Постарайтесь хотя бы коротко рассказать, чем вам могут помочь потенциальные партнеры, волонтеры и обычные читатели. И не бойтесь говорить о трудностях, которые вы встречаете на своем пути. Тогда читатель простит вам все что угодно, даже если вы отправите его в «Косалею».
Андрей Бородкин
Главный редактор