«Люди получают инструмент,
как быть хорошими каждый день»
Интервью создателя ro: доходы этой соцсети идут на благотворительность
Каждый из нас видит мир по-своему. Для кого-то это игра, для кого-то борьба, для кого-то даже шутка. А есть люди, которые видят мир вокруг себя как разные продукты и проекты, способные приносить пользу.

Мы начинаем серию материалов о людях, которые хотят менять мир так же, как и мы, но делают это по-своему — придумывая и воплощая разные социально ориентированные проекты. При этом не забывая и про бизнес-составляющую.

Первое наше интервью — с Андреем Ващенко, который суперуспешно продал свой стартап, а затем задумался о том, как сделать мир лучше.
Пожалуйста, расскажите немного о себе?
Я предприниматель из сферы IT, но еще до предпринимательства занимался музыкой. У меня есть музыкальное образование. Но я решил придумывать и реализовывать свои проекты, потому что, как мне кажется, так полезнее и эффективнее трачу время. Великим музыкантом я бы не стал, думаю. А в своем деле пользу миру уже принес, хочется верить.
Моим первым проектом была доставка продуктов. Проект вырос в достаточно большую компанию. Доставка называлась «Антимаркет», впоследствии эту компанию я продал в «X5 Group». Теперь вы можете знать его как доставку из «Пятерочки» и «Перекрестка». Это один из самых больших, если не самый большой, проект в России по доставке продуктов с оборотом за 40 миллиардов рублей.

Задумка была в том, чтобы сэкономить людям время. Так и происходило — они меньше ходили в магазины. А затем началась пандемия. Я даже надеюсь, что мы кому-то помогли, может быть, даже жизнь сохранили. Наверное, это пафосно звучит, но я в это верю. Потому что мы делали по 60 000 доставок в день и думаю, что кому-то это помогло не выйти на улицу и не заразиться.
Как появилась идея новой социальной сети?
Мы с командой придумали идею полтора года назад, в марте 2021 года. Как обычно бывает с проектами, в процессе реализации идея эволюционировала. Изначально мы хотели сделать платформу для благотворительных аукционов в соцсетях. Потом поняли, что это не очень интересно. Стали перебирать очень-очень много всяких бизнес-моделей. И решили, что соцсеть — это самая эффективная и простая для использования и распространения, при этом экономически выгодная модель. Ведь люди могут пользоваться нашим продуктом, не меняя свои привычки. То есть сегодня все уже понимают, как функционируют соцсети. А у нас можно будет листать ленту, при этом фонды смогут зарабатывать десятки, может быть, даже сотни миллиардов долларов.

Сейчас может звучать безумно, но математически это возможно. Потому что существующие сегодня соцсети столько и зарабатывают. Технически это абсолютно возможно.
Наша идея проста — пользователям ro: будут показывать рекламу, 80 процентов дохода от которой пойдет в некоммерческие организации. Сейчас мы на начальном этапе развития, наша цель — показать первым пользователям, что это возможно. У нас есть приложение, оно работает в него, можно зайти, создать пост, посмотреть посты других пользователей.

Конечно, каждый компонент еще можно улучшать, и мы точно будем его улучшать, но при этом уже сейчас все работает так, как мы задумывали. Поэтому я полон оптимизма. Всегда можно одно и то же делать очень по-разному: одну и ту же идею реализовать с разными людьми, под очень разным углом. Я уже перестал слушать тех, кто говорит: это получится, а это не получится. Что угодно можно сделать и что угодно можно не сделать. Но я считаю, что создавать полезные продукты — это самое правильное, чем можно заниматься в жизни. Поэтому я это делаю, а дальше будь что будет. Сейчас я трачу на ro: все свои силы, время и деньги.


Расскажите, пожалуйста, что означает название проекта и почему вы выбрали именно его?
Это очень интересный вопрос. Скажу только, что название отсылает к трилогии книг Филипа Пулмана «Темные начала», на английском она называется «His Dark Materials». На мой взгляд, это суперглубокая книга, которую, к сожалению, у нас знает не так много людей, хотя в Британии она по популярности чуть ли не номер два после «Гарри Поттера». Тот, кто прочитает книги, догадается, почему у проекта такое название.

Идеи книги очень созвучны тому, что мы делаем в рамках проекта. Это лучшая метафора, которую я смог найти, она мне безумно нравится, каждый день практически думаю о нашем названии и вспоминаю об этой книге. И это дает мне душевные силы двигаться дальше.

При этом мы рассматривали еще одно название — Kind. То есть это одновременно и добрый, и хороший. Но мне такая идея показалась немного прямолинейной. А ro: это очень глубокое для меня название. Поэтому мы выбрали его. И плюс еще в том, что оно достаточно оригинальное — всего две буквы и двоеточие, которое, кстати, здесь тоже не зря.
Что может заинтересовать в работе ro: именно благотворителей?
Одна очень простая штука — не нужно делать ничего, а мы будем высылать вам деньги. То есть, если НКО не хочет, она даже может не вести свою страничку и при этом получать доход. Да, сейчас мы на начальном этапе, но позже, согласно нашему плану, это будут колоссальные деньги — гораздо больше, чем весь благотворительный сектор России.
Вопрос — как распределять эти средства. Мы не хотим этим заниматься, поэтому сейчас договариваемся с двумя крупными фондами, чтобы они распределяли деньги на основании своей экспертизы.

Также мы спрашиваем самих пользователей, куда они бы хотели, чтобы деньги от их активности в сети направлялись. Если вы хотите помогать экологии, то средства будут уходить в фонды, связанные экологией. Если мечтаете помогать детям — то в НКО, которые работают с детьми, и так далее. Совершенно точно в будущем вырастет число фондов, которые смогут получать средства от рекламы в ro:.
Благотворительность и IT, на наш взгляд, в России связывают стереотипы. О сотрудниках IT думают как о хипстерах, работающих из Бали, а о работниках третьего сектора как о каких-то немного сумасшедших людях, которые (тщетно) пытаются изменить мир. Как вы думаете, ваш проект поможет это изменить?
Этот вопрос суперактуальный для нас, мы сейчас на эту тему будем делать даже статью в медиа «Такие дела». Потому что наши ожидания и реальность сильно разошлись.

Нам казалось, что благотворительный сектор нас примет с распростертыми объятиями. Потому что мы в такое нелегкое время появляемся, приносим деньги, предлагаем альтернативный способ получения средств для НКО.

Ведь благотворительные фонды, как правило, получают деньги от людей, компаний, государства в рамках специальных акций по сбору средств или конкурсов. А мы предлагаем абсолютно новый источник средств от активности пользователей.

Нам казалось, что люди воспримут это как суперидею. Но оказалось, что некоторые к нам относятся с недоверием, кто-то нас начал даже ругать. И тогда мы поняли, что главная задача, которая сейчас стоит перед людьми, и с которой люди не справились, это коммуникация. Мы не понимаем друг друга. Мы умеем ракеты на Марс отправлять, но договориться друг с другом не можем. И все как будто бы хотят добра, только это добро понимают по-разному и идут к нему очень разными путями. Коммуникация — это настоящая суперспособность, которой и я хотел бы обладать.

Мы стараемся никого не осуждать. Надеюсь, что остальные тоже придут к тому, что начнут поддерживать любые попытки друг друга сделать мир лучше.

Сможем ли мы что-то изменить? Думаю, сможем, потому что продукт массовый, люди увидят не слова, а дела. Мы стараемся быть максимально прозрачными, показывать все документы о том, куда переводим деньги, как переводим и сколько. Люди, фактически, получают инструмент, как быть хорошими каждый день. Быть добрее к окружающим и к себе.
Главная претензия к ro: сейчас — там мало контента. Скажите, пожалуйста, как это будет меняться со временем, на ваш взгляд?
Это нормально на данном этапе, пока у нас не так много пользователей, и мы их только начинаем приводить. По сути. приложение пока работает в режиме бета-теста.
Когда мы наладим полностью весь процесс для пользователей, то приведем намного больше людей.

Плюс у нас скоро появится возможность автоматически копировать свой контент из других соцсетей в ro:. То есть люди смогут вести свои привычные соцсети, а наша платформа будет наполняться контентом. Так что пока рано судить — нам еще меньше месяца. Как мы говорим: добежали до стартовой черты. Это уже хорошо, но все только начинается.
Если бы вы могли создать благотворительный фонд любого масштаба и направления деятельности — чем бы он занимался?
Я бы сделал фонд, который инвестирует в технологические проекты, связанные с благотворительностью. Мне кажется, что такие продукты сильно недофинансированы, и они могли бы принести на единицу денег гораздо больше эффекта, чем привычные вложения.

Например, есть проект — дрон, который очищает океан. Просто плавает и в него такая сеточка вставлена, туда заплывают бутылки и прочий мусор, а когда он наполняется, то посылает сигнал и его можно разгружать.
Таким проектам часто сложно получить финансирование, но эффект от них может быть абсолютно колоссальным.

Основная идея ro: не только в том, чтобы собрать денег и что-то исправить, то есть вылечить симптом. А в том, чтобы лечить болезнь, то есть непонимание людей, что они вообще творят с этим миром. Просто хотя бы остановить то, что происходит, чтобы у следующих поколений, как бы это пафосно ни звучало, был шанс вообще жить на Земле. Мы сейчас как раз в этом разбираемся, делаем такой научный центр компетенций про то, где мы находимся с точки зрения экологии и других социальных проблем. И есть такие звоночки, что, может быть, у других поколений не будет шанса выжить. Настолько плохо мы все сделаем. Это меня очень пугает.
В НКО очень ценится командная работа — иначе просто не добиться результата в такой непростой сфере. Расскажите, пожалуйста, о команде, которая работает над ro: что их связывает с благотворительностью?
Связывает идея того, что мы создаем простой и эффективный способ что-то изменить в этом мире. Не сидеть сложа руки и не смотреть, как все становится хуже.

Люди, которые к нам приходят, могли бы получать больше денег в других местах, но они идут сюда. И это всех заряжает, как говорит команда, мы живем не впустую, не просто зарабатываем деньги, чтобы купить дом и съездить отдохнуть. Вот это объединяет людей.
Последнее, что, как мне кажется, объединяет две наших сферы — это выгорание. Причем о нем не принято говорить ни в НКО, ни в IT. Вы и команда испытывали нечто похожее во время работы над проектом и как справлялись?
Да, это правда такое есть. Наш проект в активной фазе год и это год, как мы называем, религиозной стадии стартапа. Ты просто можешь верить в него, так как никаких доказательств его успеха пока нет. В этот период мы уставали. А сейчас второе дыхание открывается, потому что видим, что все работает, пользователи дают отклик.

Мы с большей частью команды живем сейчас вместе. Нам очень нравится так жить — вместе работать, играть в настольные игры, обсуждать по пятницам кто и что сделал за неделю. Чем больше мы растем, тем больше каждый человек в команде включается вот в такие наши ритуалы и привычки, которые тоже помогают бороться с выгоранием.
Музыкант Моби в одном из интервью рассказал о том, что любил животных еще с детства — когда его родители ссорились, он находил утешение в играх с питомцами. И потом это вдохновило его заниматься правами животных. Был ли у вас какой-то герой / пример, благодаря которому вы решили создать проект с такой миссией?
Такого героя у меня нет, можно сказать, что у меня просто повышенная социальная ответственность. Когда я продал свой первый стартап то считался, можно так сказать, высокооплачиваемым топ-менеджером. Но потом понял, что хочу делать что-то действительно полезное, ушел с работы и посвятил себя ro:.
Вы заявляете благотворительную миссию как главное отличие, другая соцсеть BeReal делает акцент на искренности, запрещая фильтры. Соцсети уже меняются, как вы считаете, какими они станут в будущем и найдется ли там место для эмпатии, взаимопомощи, доброты?
Мне кажется, что в обществе все-таки растет понимание того, что все мы ответственны за мир, где живем. Хочется верить, что соцсети в будущем будут как раз больше про эмпатию, взаимопомощь, доброту.
И еще скажу с экономической точки зрения. Соцсети — это продукт, в котором люди сами создают ценность, и это на самом деле удивительно. То есть вы приходите в приложение, создаете контент, смотрите контент других. При этом ограниченный круг лиц берет на себя право показывать вам рекламу и на этом зарабатывать колоссальные деньги. А потом эту рекламу покупают бизнесы, которые вам же продают товары и услуги. То есть вы сами платите за рекламу товаров, которые вы же и покупаете.

Схема гениальная, конечно, как говорилось в «Гарри Поттере»: ужасные дела, но великие. Мы хотим исправить это и сделать так, чтобы если люди приносят ценность, то деньги пусть идут на общее благо.

Все гонятся за деньгами, но мир вокруг становится хуже. Давайте мы сначала решим проблемы в мире, а потом уже сосредоточимся на зарабатывании денег. Мне кажется, что деньги из соцсетей лучше направлять не в корпорации, а на то, что касается всех нас.
P.S. Вы можете скачать ro: и посмотреть первый пост «Гаранта» в новой соцсети,
а также подписаться на нас.


Прочитайте другие статьи нашей рубрики #вместеговорим
Андрей Бородкин
Главный редактор