Книги на стол: интервью с основательницей независимого книжного магазина
#вместеговорим

Чаще всего с книжным у нас ассоциируются большие сетевые пространства, наполненные множеством книг и бестселлерами посреди зала. Только далеко не все магазины работают по такой схеме. Мы поговорили с Дарьей Галковой, основательницей книжного магазина «Все свои» в Архангельске, о том, как выбирают книги независимые книжные, какие проекты они делают с НКО и что почитать, чтобы найти и поддержать свой ориентир.

«Право на выбор того, что совпадает с нашими представлениями об идеальных книжных полках»
Кажется, что существует много книжных магазинов, но на деле их недостаточно. Что такое классический книжный в представлении людей? Это сетевой магазин, в котором действуют определенные законы выкладок книг и работы с помещениями. Мы туда заходим и видим много полок, а у входа всегда стоит стеллаж с бестселлерами. Именно такое заставленное пространство и ассоциируется у большинства с книжным магазином. А независимые книжные работают совсем по-другой схеме. Мы можем организовать пространство и выбрать книги сами, поэтому у любого независимого магазина индивидуальный ассортимент.

Как раз поэтому у нас отличаются топы продаж. Книжные сети и маркетплейсы, как правило, ориентируются на массовую литературу. В том числе на те книги, которые продаются большими тиражами. Все это формирует большой российский книжный рынок. Но на нем есть еще множество независимых издательств, небольших издательств, маленьких издательств, совершенно эксклюзивных издательств, которые мало или даже вообще не представлены в этих сетях. Могут быть, конечно, на маркетплейсах — но просто так на них сложно наткнуться.

Мы, независимые магазины, выполняем функцию повышения репрезентативности тех, кто не на слуху. Часто это умные, интеллигентные, интеллектуальные, красивые книги, сделанные со знанием и душой. Те, которые не рассчитаны на тиражность — но обладают более тонкими свойствами.
Наша экспертиза — искать издательства и договариваться с ними. Когда ты много и часто читаешь, то у тебя автоматически формируется представление о разных издательствах и их редакторской политике. Со временем кто-то начинает импонировать больше, кто-то меньше. Первых мы и стараемся отбирать, а потом выставлять на полках. С некоторыми случается полный мэтч — заказываем у них практически полный каталог. У других делаем заказ на определенные категории. А у каких-то издательств только на отдельные позиции. Все зависит от того, насколько книги соответствуют нашему вкусу — в этом и заключается наша независимость. Право на выбор того, что совпадает с нашими представлениями об идеальных книжных полках.

Наши топы — то, что отражает вкус и ассортиментную политику магазина. А еще в них часто представлены локальные книги — те, которые присущи только Архангельску (сказки Писахова, сказки Бориса Ширгина или другие издания Северного морского музея). Такого принципа придерживаются все региональные книжные — пытаются пропагандировать и продвигать аутентичные локальные книги. И акцент у каждого книжного свой. Во Владивостоке это будут книжки про Владивосток и Дальний Восток, в Казани — книжки про Казань, а в Архангельске — про Архангельск и про русский Север.

Писателям из маленьких городов, в том числе из Архангельска, нужна поддержка в распространении и популяризации. Уверена, что у нас есть много талантливых людей, которые пишут замечательные книги, но, к сожалению, не могут пробиться через большой рынок со всеми его препятствиями.
«Я люблю ощущение воздуха»
Еще в каждом независимом книжном своя особенная атмосфера. Мне, например, совершенно не близко захламление пространства — я люблю ощущение воздуха, и оно кажется мне очень важным. Потому что именно оно создает настроение для особенных мыслей.

Мы смотрели разные варианта дизайна, но мне как раз хотелось сохранить это ощущение свободного пространства. В этом смысле нам очень повезло с помещением, потому что в нем есть четыре прекрасных больших окна, которые тоже создают чувство некоторой свободы. Возможно, со временем у нас появятся дополнительные стеллажи. Еще хотелось бы добавить витрину, чтобы книги были видны со стороны улицы. Но интерьер и обстановка — это всегда поиск.
Правда во всей этой истории с ассортиментом и обстановкой нужно учитывать экономический аспект. Любому независимому магазину сложно справляться с арендными ставками, ведь управляются они только основателями и командой. С одной стороны, большое количество книг — это продажи. С другой, любая полка, стол или шкаф — затраты.

У книжного бизнеса довольно сложные отношения с прибыльностью — особенно у небольших издательств и небольших магазинов. Потому что у каждого читателя есть четкое представление о том, сколько может и сколько не может стоить книга. Думаю, что никто не захочет покупать книгу в мягкой обложке за пять тысяч рублей. Вот и приходится балансировать между ограниченностью наценки и издержками. А они довольно высокие! Примерно такие же, как у брендов одежды (а у них, к слову, наценки могут составлять 500 процентов). Мы тоже должны платить арендную плату, зарплаты, налоги, оплачивать доставку книг до магазина.

Поэтому наша задача — продать такое количество книг, которое будет покрывать все эти издержки и приносить хоть какую-то прибыль. Сколько именно книг нужно продать — сказать невозможно, потому что количества и сумма издержек у каждого книжного своя.
«Стараемся работать с благотворительным проектами не просто для галочки»
Сразу после открытия мы проводили разные мероприятия, чтобы рассказать людям, что в городе появилось новое классное книжное пространство. Не хотелось использовать только социальные сети, потому что в нашем мире и так слишком большой поток разрозненной информации, в которой сложно ориентироваться. А мероприятия людей привлекают другим способом — кто-то делает репосты у себя и зовет друзей, кто-то сразу приводит знакомых. А потом люди делятся эмоциями!

Любим разговаривать с покупателями и обращать внимание на их выбор. Это всегда некая загадка и приятный сюрприз, потому что читательские вкусы совершенно уникальны. Радуемся, когда люди выбирают что-то необычное. Помню одного молодого человека, который приходил к нам в первые дни открытия магазина и рассказал, что он студент — каждый год меняет философские факультеты, переезжая из одного города в другой. Вообще работа в книжном магазине — это прекрасная возможность узнать довольно большое количество примечательных людей с необычной биографией, с необычными вкусами, с необычными взглядами. Главное — разговаривать и находить общий язык.
Программа у нас тоже неслучайная: мы тщательно отбираем проекты, команды и мероприятия. Выбираем те, которые нравятся нам самим и кажутся классными. Чтобы все они отражали нас: наши ценности, взгляды, мысли. Иногда стараемся создавать классные коллаборации и помогать благотворительным организациям рассказать о себе и собрать деньги.

Например, осенью мы сотрудничали с некоммерческой организацией «Мост», которая помогает людям с психологическими особенностями социализироваться в обществе: трудоустраивает подопечных, оказывает материальную помощь близким. Вещи, которые подопечные организации шили в ателье, мы продавали у себя в магазине. А вырученные деньги частично уходили обратно «Мосту». Дальше тоже планируем продолжить с ними сотрудничество.

Еще один проект был связан с благотворительным фондом «Антон тут рядом», который помогает людям с расстройством аутического спектра. Их подопечные делают классную сувенирную продукцию, которую мы тоже распространяли у себя в магазине: закупили плакаты и открытки на День Святого Валентина. Стараемся работать с благотворительным проектами не просто для галочки — а потому что мы действительно любим их и хотим поддержать.
«Всегда есть книги, к которым хочется возвращаться»
В силу нашей работы — мы много читаем и много пропускаем через себя, потому что через нас проходит огромное количество очень разных книг. Назвать любимые просто невозможно — вкусы постоянно меняются. Не бывает такого, чтобы три конкретных произведения постоянно оставались в фаворитах. Но зато всегда есть книги, к которым хочется возвращаться. е, которые дают какой-то ориентирую или поддержку в определенный момент.

«Книжный магазин» (издательство «Престаль»)
Это альбом, в котором есть рассказы о многих независимых книжных мира со всех континентов. Краткие истории основателей и сотрудников, которые рассказывают о своих магазинах. Люблю возвращаться к этой книге, когда чувствую, что теряют ориентиру и понимаие, зачем я делаю все это. А она мне сразу это понимание возвращает. Правда она, к сожалению, не переведена на русский.
Эссе Иосифа Бродского
Его эссе мне нравятся гораздо больше, чем поэзия — тоже дают опору. Плюс, конечно, Бродский обладает каким-то невероятным слухом на язык и слова — они бывают очень-очень точны. И течение его мысли раз за разом не перестает удивлять.

«Западный канон», Гарольд Блум (издательство «Новое литературное обозрение»)
Я люблю возвращаться не ко всей книге, а к ее введению и заключению — местам, в которых автор размышляет о том, что такое чтение, кто такой читатель и что такое этот «западный канон». Сейчас, когда у нас есть довольно разных направлений и течений в литературе, он считает каноном не то, что формируют читатели, редакторы, издатели, а то, что делают сами авторы. Каноном становятся исключительно самобытные книги — и эта мысль мне кажется очень ценной.
Прочитайте статьи другой нашей рубрики #вместесмотрим
Андрей Бородкин
Главный редактор