«Свалка»:
мечтай, несмотря ни на что
#вместесмотрим
Друзья, мы заметили, что вам нравятся рассылки, где мы рассказываем вам о фильмах, связанных с благотворительностью. Наверное, это потому, что таких фильмов очень немного. Или мы действительно пишем о них интересно.
А может быть, и то, и другое.

Как бы то ни было, мы решили делиться с вами хорошим кино, которое может быть полезным для ресурсных центров и некоммерческих организаций. Получилась еще одна регулярная рубрика. Первый фильм, о которым мы хотим рассказать, — это «Свалка» (Waste Land 2010).
Сюжет
Успешный современный художник Вик Мунис, который создает копии всемирно известных картин из скоропортящихся подручных материалов, отправляется из Нью-Йорка к себе на родину, в Бразилию. Он уехал из страны много лет назад, чтобы добиться успеха в искусстве. Но цель Вика — не просто повидаться со старыми знакомыми, а помочь «катадорес».
Это сообщество бездомных людей, которые сортируют мусор на самой большой свалке в мире — «Жардим-Грамашо». Свалка расположена совсем недалеко от Рио-де-Жанейро. Оказавшись за чертой бедности, они буквально живут на свалке, создав здесь замкнутое сообщество со своими правилами (например, о том, кто первым имеет право подступиться к машине с новым мусором).

У Вика есть амбициозная цель — создать из мусора серию портретов «катадорес», продать их на аукционе, а деньги перевести обитателями свалки, чтобы они смогли оттуда вырваться.
Что интересного для НКО
Этот фильм можно рассматривать как креативный подход к фандрайзингу и помощи людям вообще. Когда мы говорим о разных стратегиях привлечения средств, то редко осуждаем сотрудничество с художниками и другими представителями творческих профессий.
Вик Мунис доказывает, что находить источники финансирования для некоммерческих проектов и организаций можно при помощи искусства. И что людям небезразлична судьба тех, кто попал в трудную ситуацию.

Отправляясь на свалку Вик не знал, захотят ли аукционы принять его картины, а люди — купить их. Он даже не знал, получится ли создать сами произведения. После успеха фильма всевозможные творческие коллаборации стали почти неотъемлемой частью фандрайзинговой стратегии многих НКО, в том числе российских.
Что интересного для обычного зрителя
Даже если вы не работаете в третьем секторе, кино будет вам интересно. Режиссер снимала его три года, возвращаясь снова и снова к своим героям и отслеживая, как меняется, а зачастую не меняется, их жизнь.
Диалоги с «катадорес» — самая притягательная часть фильма. Обитатели свалки добродушно приняли Вика, так как между ними не было языкового барьера.

То, с каким оптимизмом они смотрят в будущее, действительно подкупает. Никто из них не производит впечатления человека со «сломанной» судьбой. Перебирая горы мусора, они продолжают надеяться на лучшую жизнь. Кто-то мечтает о настоящей любви, кто-то хочет собрать библиотеку из выброшенных книг и сделать ее доступной для всех обитателей свалки, кто-то видит целью своей жизни — дать своим детям образование и обеспечить им жизнь вне свалки.
Эффект фильма
Вику Мунису удалось продать все свои пять картин, созданных в процессе съемок, на престижных аукционах за десятки тысяч фунтов стерлингов. Все деньги он направил «катадорес», как и обещал.
Притягательность этого фильма еще и в том, что, кроме наград (а их было немало, например, Московского международного кинофестиваля, есть даже номинация на «Оскар») он вызвал настоящий социальный взрыв. В правительство Бразилии стали поступать письма и обращения, как от обычных граждан, так и от знаменитостей со всего мира.



В итоге свалку засыпали землей, а на ее месте построили завод по получению топлива из газов, которые выделяют отходы. Работу на заводе получили в том числе бывшие обитатели свалки. Фильм также заставил международные организации обратить внимание на проблему когда-то чистейшего залива Гуанабара, который заполнен мусором, отчасти из-за свалки. Сегодня в заливе действует несколько программ, направленных на восстановление экосистемы.



Но за такими общественными сдвигами остался незамеченным еще один эффект фильма, который он произвел на своего создателя. Дело в том, что в процессе съемок Вик Мунис пересмотрел собственные взгляды на жизнь. В фильме Вик вспоминает свои детские мечты о вещах, которыми он так хотел владеть и которые были ему совершенно недоступны.
«Только спустя годы после эмиграции в Штаты, — говорит он, — после успеха моих картин, хороших заработков и огромных затрат на покупку ненужного хлама я переболел этой покупательской болезнью и понял, что человеку нужно совсем немного вещей, а то, что нам жизненно необходимо, вообще невозможно купить. И лучше мечтать, ничего не имея, чем иметь все и потерять способность мечтать».
Андрей Бородкин
Главный редактор