Как НКО писать в Дзен: чек-лист
#вместеразбираем
Когда-то Дзен считали чем-то вроде Одноклассников, только поменьше: принято было считать, что там публикуются бабушкины рецепты и секреты лечения травяными настоями.

Затем произошел Дзен-бум — все вдруг посчитали эту площадку волшебным местом с бесчисленной (и только своей) аудиторией.

Что сейчас представляет из себя Дзен и может ли он быть полезен НКО, которая заводит там канал «с нуля»? Об этом нам рассказала Наталия Черкасова, руководитель проектов PR-агентства Triple A, колумнист Forbes и «Ведомости.Город».

Продолжаем серию публикаций по итогам марафона «Сила вместе».
    Что такое Дзен сегодня?
    Если отбросить все мифы и стереотипы, — это самостоятельная площадка с большой аудиторией, где удобно делать свое бренд-медиа малыми силами.

    Вот несколько цифр: ежемесячная аудитория Дзена — 70 миллионов человек, за прошлый год количество активных авторов выросло в два раза (сейчас их более 100 000), контента стало в три раза больше.
    Какие выгоды может получить НКО?
    • Повысить свою экспертность — выступая как авторитет в секторе и освещая важные вопросы, делясь практическими инструментами.

    • Повысить свою известность — путем привлечения новой аудитории.

    • Повысить качество своих мероприятий, программ и услуг — рассказывая о них новой аудитории.
    В чем особенность площадки?
    «Органический» способ привлечения аудитории тут работает лучше платного размещения. Это значит, что если вы будете регулярно публиковать интересный контент, то получите больший эффект, чем если будете тратить деньги на продвижение. Во всех смыслах выгодное отличие для НКО.

    В Дзене есть три формата контента — посты, статьи и видео. Мой опыт подсказывает, что лучше всего работает формат статей. Видео можно использовать для разнообразия, посты пока слишком недоработаны и показатели у них хуже.

    Ресурсных центров и локальных НКО на площадке пока мало — и это ваш шанс выделиться, ведь сейчас всем интересно читать истории про региональные организации, их успехи и путь.

    Ваши статьи аудитории показывает «умная лента».
    «Умная лента» — что это за зверь?
    Это алгоритм, который смотрит, на какие каналы вы подписаны, и сперва показывает вам контент этих каналов, а потом похожих по тематике. Такое возможно потому, что каждый новый пользователь при регистрации на площадке выбирает круг интересных тем.

    Такая лента — огромный плюс именно для новых каналов, потому что даже с 10 подписчиками у ваших статей будут сотни показов. Во всех остальных соцсетях и площадках мы сперва долго собираем подписчиков, а уже потом показываем им контент. В Дзене все наоборот.

    Еще больших показов и прочтений вам помогут достичь интересные заголовки.
    Примеры хороших заголовков
    • Почему никто не знает как работает вот это или вот это.
    • Что-то от чего-то защищает.
    • Эксперт о чем-то.
    • Где-то что-то изобрели / попробовали впервые.
    • Как у меня что-то получилось — истории от первого лица всегда интересны. Не менее важна визуальная часть контента.
    Спокойно: дизайнер тут не нужен
    Хотя, если он у вас есть, то иллюстрации точно не будут лишними.

    В большинстве других случаем прекрасно работают картинки по теме из фотостоков. Еще лучше — фото вашей команды или мероприятий. Главное, не публикуйте скучные скриншоты статистики и не оставляйте текст совсем без картинок.

    Постарайтесь размещать хотя бы две картинки на статью, лучше — три-четыре. На картинки и фото можно ставить ссылки — это дополнительный плюс, если хотите позвать аудиторию на мероприятие / курс / в магазин или куда-либо еще.
    Чего точно не стоит делать
    Брать фото и текст из других источников и, никак их не меняя, публиковать. Показы таких материалов будут очень маленькими.

    Брать фото и текст из своих же соцсетей или сайта и, никак их не меняя, публиковать. При этом Дзен не умеет распознавать тексты из Телеграма, поэтому оттуда можно смело публиковать их в канал. Однако и тут лучше сделать хотя бы небольшой рерайт — придумать тексту новое название, выделить 3-5 подзаголовков и поставить фото.

    У Дзена есть специальный бот, который позволяет автоматически постить материалы из телеграм-канала. Я не советую им пользоваться, потому что текст и картинки переносятся плохо — в тексте нет заголовков, все будет единым полотном, картинки публикуются только в конце. В общем, лучше потратить несколько минут и «причесать» текст именно в редакторе Дзена.

    Писать слишком эмоциональные заголовки в стиле «Шок! Эта НКО протянула всего неделю, вот ошибки, которые ее довели» тоже не стоит — аудитория сразу распознает это как попытку обмана.
    Для Дзена нужен отдельный специалист?
    Нет, публиковать контент сможет смм-менеджер или кто-то из команды. Можно даже вести канал в формате колонок экспертов. Главное тут не должность, а регулярность и система.
    А как часто публиковаться?
    Раньше было мнение — чем больше публикаций, тем быстрее придет аудитория, многие делали даже по две статьи в день. Но потом стало понятно, что то чересчур. На мой взгляд, две-три публикации в неделю — оптимальное число и по загрузке исполнителя, и по темпам привлечения аудитории.
    Что еще не забыть?
    Призыв к действию в конце — желательно, один: перейдите по ссылке, поддержите, подпишитесь.

    Комбинируйте полезные посты и развлекательные — знакомьте с командой, рассказывайте про свои проекты, но не забывайте и про эмоции. Выходить за рамки благотворительности тоже можно — если вам понравились фильм, музыка, что-то удивило и поразило, не постесняйтесь об этом написать. Бывает так, что именно такие материалы популярнее всего.

    Кросс-промо — это не панацея. Обмениваться материалами с другими каналами можно, однако для этого у вас самих должна быть уже средняя аудитория, хотя бы 100 подписчиков.

    Не отчаивайтесь, если сразу «не полетело». Так бывает — кто-то выстреливает и делает из Дзена эффективный инструмент продвижения, а кто-то несколько месяцев пишет для десятка читателей. Однако если это делать искренне и с любовью, то канал, как бамбук — за пару дней однажды вырастет так, как вы и не ожидали.
    Прочитайте другие наши тексты об эффективном продвижении
    Ещё больше новостей
    Андрей Бородкин
    Главный редактор