Баланс и забота. Каким должно быть лидерство в НКО?
Как в бизнесе или иначе?
Существует очень мало материалов, в которых обсуждаются различия в лидерстве НКО и коммерческих организациях. По умолчанию считается, что лидерство в НКО отличается от лидерства в бизнесе из-за разных целей двух секторов.

Мы изучили исследование шведских ученых, которые интервьюировали руководителей нескольких НКО, чтобы понять, как лидеры некоммерческого сектора работают со своими сотрудниками.
Коммуникация: пряник без кнута
Использование жесткой системы управления с наказаниями может повредить работе и привести к снижению мотивации сотрудников.

Все опрошенные лидеры организаций отмечали важность доверительных отношений в НКО. А свой стиль лидерства они отметили как поддерживающий. Руководители считали важным расширять возможности сотрудников, влиять на подчиненных при помощи мотивации, а не штрафов и наказаний.

Также руководители указали делегирование в качестве важного инструмента в работе. Исследователи пришли к выводу, что такой стиль управления может быть связан с тем, что в команде НКО работают в основном единомышленники и у них установится близкие отношения.
Обратная сторона медали: в НКО часто нет примера для подражания и четких целей
Таким образом, если руководители НКО умеют ставить перед собой четкие цели, сотрудники чувствуют себя более мотивированными к работе, а организация достигает лучших результатов.
Одна из важных задач лидера — быть хорошим образцом для подражания у сотрудников. Постановка четких и ясных целей является частью этого. Однако исследователи отмечают, что в НКО эти цели часто не сформулированы. И тогда близкие отношения идут команде скорее во вред: сотрудники не понимают, где проходит грань между общением и ориентацией на результат.

Лучшие руководители, по мнению экспертов, могут найти баланс. С одной стороны, они показывают сотрудникам, что доверяют им, дают им свободу в рабочих задачах. С другой, четко формулируют свои личные цели и цели организации, благодаря чему являются образцами для подражания.
Краеугольный камень: зарплата
Исследователи отметили, что лидеры НКО часто чувствуют себя некомфортно, ведя переговоры о заработной плате с работниками, которых они также считают своими друзьями. Можно сказать, что эта проблема более распространена в НКО, поскольку здесь есть тенденция нанимать людей со схожим опытом и интересами.
Вывод: НКО могут управляться по-другому, но не менее эффективно, чем бизнес
Исследователи утверждают, что руководство в НКО может быть не таким опытным и квалифицированным, как в коммерческих организациях. Тем не менее, лидеры здесь часто руководят как хорошие тимбилдеры: позволяют своим сотрудникам участвовать в процессах принятия решений, а не делают все сами, заботятся о сотрудниках, как лучших друзьях. И это не мешает НКО достигать результатов.
Полезные материалы
Американские ученые Лесли Кратчфилд и Хедер Маклауд Грант четыре года изучали самые успешные НКО в США, чтобы понять, какие принципы руководства их объединяют.
Один из бизнес-гениев XX века, Питер Друкер, взял интервью у девяти признанных экспертов по ключевым проблемам некоммерческого сектора.
Эксперт в области оптимизации организаций Джим Хеммерлинг считает рассказывает о пяти задачах, которые позволят расширить возможности сотрудников и воодушевить их в процессе оптимизации любой компании. В видео есть русские субтитры.
Андрей Бородкин
Главный редактор