Помогать, упрощать, способствовать: рассказываем, как использовать фасилитацию в работе (и причем здесь тараканы)
Поверьте, здесь нет ничего сложного
Фасилитация может звучать как название для внезапной проверки надзорных органов и нагонять ужас на НКО. Особенно небольшие, график которых и так всегда загружен на 101 процент. Но за этим термином скрывается полезный для НКО инструмент работы.
Что такое фасилитация
Говоря простыми словами — это набор навыков, которые позволяют проводить групповые встречи с максимальной эффективностью. В буквальном переводе с английского facilitation означает «облегчение процесса».
Этот термин придумал американский психолог Роберт Зайонц в 1965 году. Он провел исследование с тараканами и выяснил, что насекомые проходят лабиринты быстрее, когда работают в паре и под взглядами других тараканов. Позже аналогичные результаты в решении логических задач он обнаружил и у людей. Так появилась теория социальной фасилитации: вместе проще помогать, облегчать и способствовать решению задач.
Зачем это нужно НКО
Кажется, что в случае с бизнесом все понятно: встретились, обсудили прибыль, выручку и другие важные показатели, тут действительно нужны коммуникативные навыки.

На самом деле фасилитация, возможно, нужна некоммерческим организациям даже больше чем, бизнесу. Ведь НКО зачастую тоже реализуют товары и услуги и от этого напрямую зависит их работа.
К тому же, если вы проходили программы развития хотя бы раз, то наверняка первые результаты заметили именно в коммуникациях команды. В процессе обсуждения даже бытовых вопросов могут родиться идеи, которые выведут НКО на новый уровень работы. Но это возможно, только если все члены команды чувствуют себя комфортно, не боятся осуждения и оценок, свободно выражают свое мнение.
Со всем этим и помогает фасилитация.
Какие методы фасилитации бывают

Марина Курдова
Основатель Школы фасилитации
Мы спросили об этом Марину Курдову, профессионального фасилитатора с 20-летним опытом работы и 12-летним опытом преподавания, в том числе в бизнес-школах «Сбербанка» и Стокгольмской Школе Экономики.

Марина считает, что формула любой ученой встречи состоит из пяти последовательных шагов: открытие-общее понимание-поиск решений-план действий-закрытие.
1
Открытие
На этапе открытия встречи важно рассказать, зачем нужна эта встреча, с достижением каких желаемых целей она связана. А также донести, что собравшиеся должны сделать вместе.
2
Общее понимание
Этап общее понимание нужен, чтобы проверить: все ли участники встречи осознают действия, которые будут нужны на встрече.
3
Поиск решений
Во время поиска решений мы стремимся получить максимум идей от каждого участника и отобрать лучшие идеи для реализации.
4
План действий
План действий нужен, чтобы встреча не превратилась в приятную посиделку. Мы определяем сроки, действия и ответственных для каждого из решений, которые были выбраны.
5
Закрытие
Этап закрытия нужен, чтобы подвести итоги рабочей встречи: и «бросить мостик» для решений в рабочую среду.
Примеры инструментов фасилитации
1
Этап открытия встречи

История.
Сила storytelling — в создании эмоциональной причастности. Пожалуй, трудно найти более магические слова, чтобы заинтересовать группу, чем «Однажды...».

Цитата. Использование цитат всегда добавляет очков говорящему. Не так важно, кого именно вы цитируете. Важно сделать переход к теме встречи.
2
Этап общего понимания

Светофор.
До обсуждения предложите каждому участнику делать пометки по ключевым идеям: зеленый — согласен, желтый — хочу предложить изменение, красный — вижу риски. После окончания обсуждения предложите участникам поделиться пометками.
3
Этап поиска решений

Team cooking/командная «готовка».
Участники в общей группе последовательно, либо параллельно в малых группах, определяют и фиксируют:
• «Какие проблемные зоны/аспекты должны быть проработаны для решения этого вопроса»
• «Кто должен быть вовлечен в поиск решения (чья экспертиза потребуется для поиска решений)
• «Когда нужно собраться для решения вопроса (крайний срок)
• Какую информацию и кому нужно подготовить для решения вопроса

Затем группа обсуждает планы и знакомится с наработками друг друга. Так получается «рецепт» того, что приведет к результату.
4
Этап плана действий

3 смелых шага. Определить первые три действия, которые нужно предпринять для реализации решения. Зафиксировать:
• ФИО людей, которые нужны для реализации каждого действия (вовлеченные)
• ФИО того, кто станет центром ответственности
Наметить дату выполнения каждого действия.
5
Этап закрытия встречи

Голосование. Группу просят определиться, насколько на сегодняшней рабочей встрече нам удалось достигнуть результата. Каждый поднимает количество пальцев: 1 — точно нет; 2 — чуть-чуть; 3 — 50х50; 4 — точно да; 5 — даже очень. Коротко обсуждаем мнение каждого.
Полезные материалы
Книга «Библия фасилитатора: модель, технологии, инструменты»
Марина Кудрова.
Полная инструкция по всем пяти шагам успешной встречи от одного из лучших экспертов в стране.
Книга «45 инструментов фасилитатора. Техники организации групповой работы»
Кристина Тишина
Практические инструменты по использованию методов фасилитации в ежедневной работе организации любого размера.
Прочитайте другие статьи нашей рубрики #вместеучимся
Андрей Бородкин
Главный редактор