От Бруклина до Каргополя:
как НКО сохраняют общины
#вместеучимся
Есть такой термин, который стал в последнее время очень модным — джентрификация. Это когда пришедшие в упадок городские районы или сельские местности благоустраиваются, цены на жилье растут и в малые территории приезжают жить более состоятельные люди.

Многим нравится такой подход, ведь на месте пустырей и заброшенных промышленных зданий появляются современные пространства и кафе. Но есть и обратная сторона — массовый отъезд местных жителей, которым пребывание в этом районе становится не по карману. А вместе с ними уходят и культура, и традиции, которым, возможно, был не один десяток лет.
Но есть и другой подход — удержать местных жителей на территории путем ее креативного преобразования. И в этом по всему миру помогают НКО, объединяя самые разные уголки света в стремлении сохранить самобытную культуру. Именно такой стратегии «антиджентрификации» придерживаются два проекта по разные стороны Атлантического океана, о которых мы хотим вам рассказать.

Их участники не знают друг о друге и вряд ли когда-то познакомятся, но, при всех своих различиях, они делают одно очень важное дело.
Проект «Ландромат», Нью-Йорк, Бруклин, Нижний Ист-Сайд
Больше 20 лет назад Рисе Уилсон, успешная сотрудница одной американской корпорации, ждала свои вещи в ландромате — прачечной самообслуживания, популярной в США. Из родного района Рисе уезжали тысячи местных жителей из-за программы джентрификации. Вместо них приезжали представители богатого среднего класса.
Рисе пришла в голову идея — а что если приглашать местных художников, артистов, музыкантов, чтобы они выступали перед людьми, пока те ждут свои вещи в прачечной?

Вот что вышло из этой небанальной идеи спустя 20 лет. Благодаря усилиям Рисе возникла некоммерческая организация Laundromat Project с годовым бюджетом около двух миллионов долларов (помогают как государственные фонды, так и четные, например, фонд бывшей супруги основателя Amazon Джеффа Безоса).

Проект «Ландромат» помог найти финансирование для 280 местных деятелей культуры: от художников до архитекторов.
В помещениях проводятся выставки, концерты, создаются галереи, проходят дебаты по разным вопросам. Один из архитекторов (тоже подопечный проекта) даже разработал специальные лавочки на колесах, которые можно выкатить наружу и устроить мини-дискуссию прямо на улицах Бруклина.

Поддержка артистов — это «семена», как говорит Рисе. И они уже дают первые всходы: вокруг пространств проекта появляются настоящие сообщества активных и креативных людей, включая молодежь. Они видят, что их интересы и хобби в будущем могут получить поддержку и признание в своем районе. Отток местных жителей уменьшается, а значит, культура этого района теперь под защитой.
Креативный кластер «Фамилия», Каргополь, Архангельская область
Эта история началась немного позже, чем проект в Бруклине. Но идея была схожа. В 2014 году Ольга Кабринская задумалась о том, как сохранить культуру и традиции своей малой территории, Каргопольского района. Так появилась Региональная Ассоциация общественных организаций Каргопольского района. А из нее вырос креативный кластер «Фамилия».
Основа кластера — восемь деревянных домов и торговых рядов. Каждый дом сохранил свои исторические архитектурный вид и имя: Дом Баранова, Прядунова, Красавина, Вешнякова, Лёхова, Турыгина, Сергеева, Хромулина. Концепция кластера была выбрана совместно с местными жителями, для которых тема своего рода, семьи, семейного древа оказалась важной и символической. Благодаря этой истории многие жители, особенно молодежь, стали частью большого культурного проекта и передумали уезжать.


Брендинговым агентством «Point. Точка развития», совместно с администрацией Каргопольского района и Фондом Тимченко, были определены малые бизнесы, которые стали первыми участниками кластера: музей, производство наличников, пекарня традиционной выпечки, хостел, ресторанчик каргопольской кухни, фолк-музей «Маруся», мастерская ковки и сварки с двориком металлических скульптур. Фирменный стиль проекта был разработан совместно с Британской школой дизайна.
Сегодня в кластере проходят выставки, ярмарки, мастер-классы и другие мероприятия, которые помогают выражаться активным творческим людям и не просто удерживают территорию от оттока жителей, но и привлекают туристов.

Вот так два проекта, которые разделяют 7 000 километров, оказались очень близкими по смыслу: сохранить жителей, традиции и культуру, вместо того, чтобы изобретать новую среду.
Андрей Бородкин
Главный редактор