Руки на стол, это собеседование!
5 советов по хедхантингу для НКО
Превратите собеседование в интересное событие
В последние несколько месяцев на рынок труда появилось много профессионалов, которые могут быть интересны третьему сектору. Борьба за авторов, дизайнеров, программистов и других специалистов может развернуться нешуточная. Как правильно провести интервью, чтобы заинтересовать кандидата вашими задачами?

Это точно знает Ричард Свед — британский эксперт в области фандрайзинга и соцпроектирования, опытный менеджер, который руководил командами в девяти национальных благотворительных организациях Великобритании. Ричард взял интервью более чем у 250 человек для разных должностей в благотворительных организациях. Мы перевели его советы, которые он приводит в своем англоязычном блоге.
1. Задавайте вопросы по CAR-структуре
НКО не могут себе позволить скучные вопросы на собеседовании в формате «расскажите о своем опыте». Конкуренция на рынке труда сейчас очень высокая и кандидат может выбирать проект в том числе исходя из эмоций и интереса, которые у него вызывает (или не вызывает) работодатель.
Техника вопросов CAR переводится с английского как Context, Action, Result. Проще говоря, вопросы об опыте кандидата лучше строить по следующему алгоритму:

  • «опишите проблему, над которой вы работали»;
  • «опишите действие, которое вы предприняли, чтобы ее решить»;
  • «опишите результат, который у вас получился».
Техника поможет и вам, и кандидату: соискатель структурирует свой опыт, а вы поймете, насколько практично он мыслит.
2. Говорите от первого лица
Когда вы рассказываете о планах, опыте организации, должностных обязанностях или просто отвечаете на вопрос кандидата, всегда лучше говорить от первого лица единственного числа.
Сосредоточьтесь на своей роли в организации, вместо обезличенных рассуждений. «Я как руководитель поступил бы вот так» всегда лучше, чем: «Мы достигли огромных успехов, а наши планы простираются еще дальше». Ведь только один человек — вы — проводите сейчас собеседование.
3. Не стесняйтесь быть эмоциональным
Ричард Свед рассказывает о том, что его как интервьюера часто поражало отсутствие страсти или даже подобия энтузиазма в отношении благотворительности у кандидатов на должность. Многие воспринимали свой приход в третий сектор или как вынужденный и кратковременный, или как результат неудачной карьеры.
Но ведь это несправедливо — в благотворительности есть много интереснейших задач, а результаты работы порой намного более вдохновляющие, чем в коммерческом секторе. Просто мы не всегда умеем интересно рассказать и своих проектах.

Не стесняйтесь поделиться с кандидатом своим мнением о том, почему благотворительность важна. А еще лучше — почему она важна лично для вас? И затем расскажите, какое значение будет иметь работа соискателя для некоммерческой сферы в целом. Действительно ключевому кандидату недостаточно просто сказать: «То, что ты делаешь, круто». Важно подчеркнуть его личный вклад в отрасль, пусть и в будущем.
4. Держите руки над столом
Нервничать могут не только кандидаты, но и работодатели, и это совершенно нормально. К тому же, страсть людей к своему делу часто может быть похожа на некоторую нервозностью.
Ричард Свед уверен: самый верный способ показать, что мы нервничаем, это спрятать руки под стол. Жестикуляция руками с самого начала собеседования (включая рукопожатие, если мы говорим с кандидатом офлайн) поможет вам выразить себя и показать, что вы доверяете соискателю.

Это также поможет передать вашу страсть к благотворительности. Еще один плюс: когда вы одновременно говорите и двигаете руками, то меньше нервничаете.
5. Анализируйте собеседование
После того, как вы расстались с кандидатом, запишите на бумаге, что вам понравилось, а что не очень. Включая ответы кандидата и ваши реплики, общие размышления обо всем разговоре, а не только о негативной или позитивной его стороне.
Также не стесняйтесь собирать отзывы соискателей о том, как было организовано собеседование. Это сослужит вам хорошую службу.

Во-первых, потому что идеальный, как вам казалось, кандидат может вовсе не подойти организации. А во-вторых, анализ собеседований однажды поможет вам написать интересный материал для публикации в блоге!
Андрей Бородкин
Главный редактор